Методика «Стили поведения в конфликте» (СПК) для детей младшего подросткового возраста. Руководство

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Методика «Стили поведения в конфликте» (СПК)

для детей младшего подросткового возраста

Руководство

Москва

2001


Содержание

От автора. 3

Введение. 3

1. Понятие конфликт, классификация и его виды.. 5

2. Характерные особенности конфликта  во взаимодействии: «взрослый (родитель) –ребенок, «учитель –ученик» и « ребенок сверстник». 11

3. Теоретическое обоснование теста. 21

4. Описание стимульного материала. 21

5. Оценка валидности и надежности методики спк. 22

6. Техника проведения исследования. 25

7. Обработка и интерпритация результатов. 26

Бланк ответов. 27

Дешифратор к методике стили поведения в конфликте. 28

Тестовые нормы для шкал методики спк. 29

Приложения. 30

Литературные источники. 33


ОТ АВТОРА

Идея создания методики по исследованию стилей поведения в конфликте родилась достаточно давно. Однако замысел так бы остался замыслом без научной поддержки, дружеских советов  моих родных,  коллег и друзей. Чувство глубокой признательности  я выражаю от себя лично и от членов моей семьи ректору Удмуртского университета  профессору Журавлеву Виталию Анатольевичу.   От всей души хочется поблагодарить художника – преподавателя университета Г. А Санникова, который очень точно, на наш взгляд, передал особенности проективной методики, а так же студентов – дипломников: М. Григорьевых, Э. Киселеву, О.Черных, Е. Емшанову, которые собрали  и обработали статистический материал по методике. Особо я выражаю благодарность Наумовой Татьяне Альбертовне, которая постоянно находится рядом и наше рабочее партнерство стало по истине совершенным. Выражаю глубокую признательность Антонине Ивановне Чайкиной, которая оказала наибольшую помощь и поддержку в редактировании и издании этой работы.

Все пожелания и предложения по совершенствованию методики направлять по E-mail: gogoleva@ppf.uni.udm.ru

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России значительно усилилось внимание государства к проблемам интегрированного обучения, социализации (десоциализации) и адаптации детей с проблемами в развитии. Реализация принимаемых законов и подзаконных актов в большинстве своем происходит на административном уровне без учета объективных и субъективных реалий. К числу объективных причин, препятствующих эффективному практическому внедрению достаточно гуманных начинаний  необходимо отнести отсутствие  экономической поддержки со стороны государства всей системы специального образования, включая и интегрированное. К «субъективным» причинам необходимо отнести отсутствие полноценных знаний учителей дефектологов, социальных педагогов и специальных психологов социальных процессов, протекающих в однородных и смешанных по дефекту группах. Если объективные проблемы специального образования мало зависят от конкретного специалиста, то решение «субъективных» внутриотраслевых проблем возможно при развертывании исследований наиболее приоритетных направлений в области социальной психологии. Реализация социально-психологических исследований  потребует создание новых диагностических методик адекватно отражающих  социально-психологические процессы в группе и личность ребенка с особенностями развития в процессе его взаимодействия.

Специалисты, работающие с учащимися в специализированных учебных заведениях и в общеобразовательной школе при интеграции в процесс обучения детей с проблемами в развитии, сегодня сталкиваются с целым спектром проблем социально-психологического характера.

-  социально-психологические проблемы семьи;

-  оказание  помощи   и обучение семей, имеющих детей с проблемами развития;

-  нарушение и эксплуатация прав детей имеющих  проблемы развития членами семьи,  физическое и психическое насилие над ребенком;

-  проблемы социализации (десоциализации) детей с проблемами развития, в меняющихся условиях социума;

-  проблемы определения стилей поведения и разрешения конфликтов в системе: ребенок - семья; ребенок  - школьный коллектив; ребенок - окружающий социум;

-  оказание социально - психологической помощи при  десоциализации, дезадаптации, склонности к делинквентному (противоправному) поведению;

-  проблемы профилактики правонарушений среди   лиц с психическими аномалиями  и их  ресоциализация;

-  вопросы профессиональной ориентации;

Результаты исследований позволят расширить сферу поддержки и помощи в процессе обеспечения индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения.

Настоящая  работа выполнена в русле социально-психологических исследований и посвящена  созданию методики по диагностике стилей поведения в конфликте ребенка с особенностями развития. Работа условно делится на несколько частей. В первой части мы предлагает некоторый теоретический обзор по проблемам конфликтологии,  затем останавливаемся на особенностях протекания конфликта школьников подросткового возраста и в заключительной части предлагаем разработанную нами

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
264 Kb
Скачали:
0