Содержание
Тема №1. Психолого - педагогическая характеристика детей с ЗПР.
Причины отставания в развитии психической деятельности ребенка. Низкий уровень развития восприятия. Недостаточность пространственных представлений. Особенности внимания детей с ЗПР. Отклонения в развитии памяти. Специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. Снижение потребности в общении. Недоразвитие социальной зрелости у детей данной категории. Несформированность игровой деятельности. Особенности речи.
Тема №2. Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в развитии.
Первые попытки специальной педагогической помощи детям, имеющим ЗПР. Разработка концепции КРО, создание специальных классов при общеобразовательных школах. Система работы в классах КРО. Непрерывность реабилитационного процесса. Психолого-педагогические принципы КРО. Профилактика асоциальных форм поведения учащихся. Создание социальной службы и внедрение модели социальной профилактики.
Тема №3. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе.
Рост числа детей со школьными проблемами. Два типа обучения (коррекционное и компенсирующее). Раннее выявление трудностей в обучении. Трудности в работе школ, имеющих специальные классы для детей с ЗПР. Создание вариативных учебных планов. Динамическое наблюдение за продвижением в развитии каждого ребенка. Психолого-дидактические принципы обучения детей с ЗПР. Коррекционные задачи.
Тема №4. Проблемы изучения и коррекции ЗПР у детей.
Книга Т.А.Власовой и М.С.Певзнер «О детях с отклонениями в развитии» (1973) - первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними. Ряд вариаций ЗПР. Ранняя коррекция любого дефекта развития ребенка.
Тема №5. Специальная (коррекционная) школа 7 вида.
Учебный план, содержание, условия и методы обучения.
Познавательная активность детей с ЗПР и нормально развивающихся школьников. Задержка развития и условия обучения.
Тема №7. Педагогическое изучение детей с ЗПР.
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Специальные условия обучения. Индивидуальная работа с детьми данной категории. Проявление интереса к математике как свидетельство возможностей обучения и развития детей с ЗПР. Различные формы помощи детям. Поведение детей с ЗПР во время внеклассной работы. Физическое развитие детей данной категории. Отношения со взрослыми.
Тема №8. Специфика учебной деятельности детей с ЗПР.
Отличие деятельности детей с ЗПР от деятельности нормально развивающихся школьников: обилие и разнообразие ошибок, неумение пользоваться образцом при выполнении заданий, неадекватная оценка своей работы, отсутствие целенаправленности в работе, импульсивность; хаотичные, бессмысленные пробы для нахождения верного решения. Преимущественное положение уроков труда в коррекционной работе с детьми, имеющими ЗПР.
Тема №9. Знания и представления учащихся с ЗПР об окружающем мире.
Общая осведомленность детей с ЗПР об окружающем мире: отсутствие или недостаточная сформированность конкретных знаний и обобщенных представлений, меньший объем знаний по сравнению с нормально развивающимися школьниками, неточность, диффузность, бессистемность самых разнообразных представлений, неумение опереться на имеющиеся знания при решении различных умственных задач. Большое число тренировочных упражнений для возникновения способности к обобщению.
Систематическое ознакомление учащихся с конкретными предметами и явлениями действительности. Выработка навыков анализирующего наблюдения, практические навыки сравнения и обобщения, группировки и классификации. Развитие связной речи в тесной связи с познанием природных и жизненных явлений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.