школьников
Сравнение полученных в результате данных позволяет сделать вывод о значительном улучшении показателей развития письменной речи учащихся. Графическое отображение сравнения результатов констатирующего и формирующего эксперимента можно увидеть на рисунке №4.
По критерию «объем сочинения» уровень повысился на 37,5 %.
По критерию «логическая последовательность раскрытия темы» уровень повысился на 12,5 %.
По критерию «отсутствие фактических ошибок» уровень повысился на 4,2 %.
По критерию «правильность речевого оформления» уровень повысился на 29,1 %.
По критерию «отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок» уровень повысился на 16,6 %.
Количество недочетов уменьшилось на 45,8 %.
Рисунок 4. Сравнение результатов констатирующего и формирующего эксперимента.
Средний балл, полученный учащимися за эту работу, составил 3,8. Так же стоит отметить, что ни один из учеников не получил за эту работу отметку «2».
2.3. Контрольный эксперимент
При проведении контрольного эксперимента учащимся было предложено написанием сочинения-рассуждения по картине В. М. Васнецова «Аленушка».
Для оценки результативности работ учащихся нами использовались критерии, обозначенные в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента были систематизированы и занесены в таблицу № 4. Анализ результатов позволяет говорить о том, что проведенная нами работа позволила значительно повысить уровень развития письменной речи учащихся.
Таблица 3
Показатели развития письменной речи учащихся
№ |
ФИ |
Объем (соответствует / не соответствует) |
критерии |
Наличие недочетов |
оценка |
||||
логически последовательное раскрытие темы; |
отсутствие фактических ошибок; |
богатство словаря; |
правильное речевое оформление; |
отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
|||||
1 |
Авдошина Виолетта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
2 |
Бянкин Сергей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
3 |
Замбржицкая Кристина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 |
4 |
Глинка Алексей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
5 |
Георгиев Никита |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
4 |
6 |
Головков Александр |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
7 |
Горностаева Наталья |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3 |
8 |
Дробинина Виктория |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
3 |
9 |
Кузьменко Виктор |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
10 |
Кривонос Макар |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3 |
11 |
Козлова Александра |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
12 |
Комухин Илья |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
4 |
13 |
Корнев Илья |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 |
14 |
Мищенко Алина |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
15 |
Леонтьев Влад |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
16 |
Ли Александра |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
17 |
Полещук Роман |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
18 |
Кононенко Алексей |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
19 |
Марченко Василий |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
4 |
20 |
Панин Леон |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
21 |
Полищук Роман |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 |
22 |
Турусова Валерия |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
23 |
Черкасов Степан |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3 |
24 |
Шевелев Антон |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
4 |
22 |
21 |
13 |
16 |
21 |
14 |
6 |
Объем сочинения-рассуждения соответствует норме у 22 учащихся (91,6 %), не соответствует норме у 2 (8,3 %).
Требованию «логически последовательное раскрытие темы» сочинение соответствует у 21 школьников (87,5 %); не соответствует – у 3 (12,5 %).
Требованию «отсутствие фактических ошибок» соответствует сочинение у 13 школьников (54,2 %); не соответствует – у 11 (45,8 %).
Требованию «богатство словаря» сочинение соответствует у 16 школьников (66,6 %); не соответствует – у 8 (33,3 %).
Требованию «правильное речевое оформление» сочинение соответствует у 21 школьников (87,5 %); не соответствует – у 3 (12,5 %).
Требованию «отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок» сочинение соответствует у 14 школьников (58,3 %); не соответствует – у 10 (41,6 %).
Наличие недочетов наблюдается у 6 школьника (25 %).
В результате были получены следующие оценки:
оценку «5» получил 8 школьников (33,3 %);
оценку «4» получили 11 школьников (45,8 %);
оценку «3» получили 5 школьников (20,8 %);
оценку «2» не получил никто.
Графически полученные результаты отражены на рисунке №5.
Рисунок 5. Уровень развития письменной речи младших школьников
Сравнение полученных в результате данных позволяет сделать вывод о значительном улучшении показателей развития письменной речи учащихся.
По критерию «объем сочинения» уровень повысился на 45,8 %.
По критерию «логическая последовательность раскрытия темы» уровень повысился на 12,5 %.
По критерию «отсутствие фактических ошибок» уровень повысился на 20,9 %.
По критерию «богатство словаря» уровень повысился на 29,1 %.
По критерию «правильность речевого оформления» уровень повысился на 45,8 %.
По критерию «отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок» уровень повысился на 41,6 %.
Количество недочетов уменьшилось на 62,5 %.
Средний балл, полученный учащимися за эту работу, составил 4,1. Так же стоит отметить, значительно уменьшилось количество учащихся получивших отметку «3».
Рисунок 6. Сравнение результатов
Основываясь на результатах контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что провиденная нами работа по развитию речи детей через овладение навыком написания сочинения-рассуждения по картине имела положительные результаты. Система упражнений, направленных на формирование и развитие различных навыков и умений детей, реализованная на уроках с детьми младшего дошкольного возраста, позволила заметно улучшить показатели детей по таким критериям, как «правильность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.