Лекция 13.
Рынки с асимметричной информацией.
До этого момента предполагалось, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, относящихся к их выбору.
Асимметричная информация – некоторые участники знают больше других (очень типично).
Примеры:
Продавец знает о качестве продукта больше, чем покупатель.
Работник о своих навыках лучше, чем работодатель.
Управляющие возможности предприятия лучше, чем собственники (корпорация).
Неопределенность качества рынок "лимонов".
Классический пример – подержанные автомобили, в более широком плане (особенно для России) – рынок оборудования и офисной техники (б/у), вторичный рынок жилья.
А вообще еще рынок страхования, рынок кредита, рынок жилья.
Пример, автомобиль новый 10 тыс. долл., б.у. даже с мин. пробегом, напр. 8 тыс. долл.
Б/у продается дешевле, чем новый – почему: сомнения покупателя – или с автомобилем что-то не так, или действительно планы изменились.
Информация о качестве асимметрична. Продавец знает о нем больше. Можно проверить в мастерской, но все равно…
Предположим есть два типа подержанных машин: высокого и низкого качества. И продавец и покупатель могут определить тип автомобиля.
Высокое качество Низкое качество
Р Р
Sвыс
Рв
Sниз
Dв1 Рн Dн1
Dн2
Dв2
Dв3 Dн3
Dв4
Qв Qн
Q1в Q2в Q1н Q2н
На графика кривые спроса и предложения для двух категорий машин. Кривая предложения для качественных машин выше, так как владельцы расстаются с ними менее охотно (Sвыс и Sниз) и должны получить более высокую цену.
Спрос также выше, так как покупатели готовы платить за хорошее качество (Dв1 и Dн3).
Продается по разным ценам одинаковое количество машин (Q2в = Q1н).
Что будет, если продавцы хорошо осведомлены о качестве автомобиля, а покупатели нет вообще (надо купить и поездить).
Покупатели могли бы полагать, что шанс купить машину хорошего качества 50% , таким образом, совершая покупку они исходят, что все автомобили среднего качества (после покупки). Спрос на автомобили в этом случае будет ниже - Dв2 - на авто высокого качества и выше - Dн1 – на авто низкого качества. Будет продано меньше высококачественных авто и больше низкокачественных.
Как только потребители начинают понимать, что большая часть проданных авто (напр. ¾) низкого качества их спрос сдвигается.
Для высоких авто это м.б . - Dв3, а для низких - Dн2. Однако общее количество автомобилей сдвигается еще больше к низкому качеству. В результате кривая спроса еще больше сдвигается влево для хороших Dв4 и вправо для плохих Dн1.
Итог – реализуются только плохие авто, для хороших рынка нет.
Ситуация – экстремальная. Рынок может прийти к равновесию, сохранив реализацию какой-то части хороших авто, но эта часть будет заведомо ниже, чем если бы потребителям были известны качества автомобиля до покупки. Следствие асимметричной информации – с рынка вытесняются высококачественные товары.
Нужна информация.
Пути – на некоторых рынках – вмешательство государства (страхование здоровья), поддержание репутации.
Рыночные сигналы. Пример сигналов – гарантии и поручительства как сигналы высокого качества товаров. Другой способ – стандартизированные товары ( соответствие стандартам).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.