r S1
r1 S0
r0 J1
J0
J0=S0 J,S
Вопросы:
I. Доходы и расходы государства.
II. Государственные сбережения, инвестиции и займы.
III. Взаимодействие частного и государственного сектора.
Сбережения и инвестиции государства оказывают существенное влияние на совокупные национальные сбережения и инвестиции. Государственная политика власти С и И является частью общей фискальной политики, т.е. решения государственного сектора о расходах, налогах и займах.
Цель темы: рассмотреть экономические эффекты фискальной политики, хотя роль государства в экономике на много шире.
1) налоги. Любая налоговая система в любой стране строится на точках налогообложения. В связи с этим налоги бывают : а) налоги на доходы; б) на расходы; в) налоги на собственность; Эти три группы налога могут быть распределены по иным характеристикам А и В – прямы налоги; Б) - косвенные налоги. По соотношению прямых и косвенных налогов можно судить и об экономическом уровне государства. В индустриальных странах: прямые налоги » 60% ,а косвенные » 30%; не совсем налоговые »10%. Для бедных стран прямые »20%;косвенные »65%; Россия: прямые » 38-40%; косвенные » 40-42%;
2) Прибыль государственного сектора. Доля этой статьи доходов особенно велика в развивающихся странах, специализирующихся на добычи полезных ископаемых.
3) Другие (таможенные пошлины)
Расходы государства:
1. Потребление в государственном секторе включая заработную плату. (G)
2. Государственные инвестиции (дорожное строительство, порты и т.п) (IG)
3. Трансферты частному сектору (пособие по безработице, пенсии) (Ir)
4. Проценты по государственным долгам (r*DG) – процентная ставка сумма долга.
Все виды гос. расходов можно разделить на текущие расходы 1;3;4 и капиталовложение - 2. Доля текущих расходов в развитых странах » 95%, а в развивающихся » 85%; Исторически существует тенденция к росту доли гос. расходов в В.В.П. – закон Вагнера « Причина этого состоит в том что гос. услуги становятся высококачественным благом за которое надо платить больше».
Доходы домашних хозяйств возникают от выпуска продукции, а доходы государства от сборов налогов, по аналогии с домашним хозяйством можно говорить о чистых финансовых активах государства (Bg) => Bg1=Bg0+r*Bg0+T-(G+Ig+Tr)
Обычно чистые финансовые активы государства представляют собой отрицательную величину, т.е. имеет место чистый государственный долг. Dg=-Bg
Dg1=Dg0+G+Ig+Tr-T=> Dg1 – Dg0=r*Dg0+G+Ig+Tr-T
Правая часть данного уравнения представляет собой бюджетный дефицит, т.е. разницу между доходами и расходами данного периода, и расходами государства в течение данного периода, если доходы превышают расходы, то это дефицит со знаком минус или профицит. При росте государственного долга = бюджетному дефициту.
Предположим, что держателем государственного долга является частый сектор и бюджетный дефицит покрывается займами только у частного сектора. На самом деле владельцем государственного долга может быть центральный банк и покрывается дефицит займами центрального банка.
Государственные сбережения могут быть представлены: Sg=(T-Tr-rDg)-G; Дефицит государственного бюджета DEF=DG1-Dg0=Ig-Sg
Существует ряд направлений (форм) взаимодействия частного и государственного сектора.
1) Вытеснение – любое падение частных расходов сопровождаемых ростом государственных доходов.
2) Рост государственных расходов оказывает влияние на полезность частного потребления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.