T1, H |
T2, H |
u |
aw, мм |
Z1 |
Z2 |
uф |
m |
X1 |
X2 |
XΣ |
196 |
1100 |
5,6 |
180 |
14 |
78 |
5,57 |
3,5 |
0,3 |
-0,3 |
0 |
y |
Δy |
d1, мм |
d2, мм |
da1, мм |
da2, мм |
bw, мм |
df1, мм |
df2, мм |
dw1, мм |
dw2, мм |
0 |
0 |
54,7825 |
305,2175 |
63,883 |
310,117 |
57 |
48,13 |
294,37 |
54,7825 |
305,2175 |
V, м/с |
Ft,Н |
FR,Н |
FX,Н |
σH,МПа |
[σH], МПа |
σF1, МПа |
σF2, МПа |
[σF1], МПа |
[σF2], МПа |
β, град. |
2,09 |
7164 |
2915 |
1458 |
610 |
790 |
146 |
139 |
310 |
310 |
26˚33΄46'' |
Расчёт выходного вала передачи. Его конструирование. Проверка вала на статическую и усталостную прочность. Подбор подшипников качения для вала с расчётом их долговечности и надёжности, проверка шпоночных или шлицевых соединений.
где [τкр] = 15…20 МПа – условное допускаемое напряжение на кручение.
Принимаем d2 = 62 мм.
2 Конструирование вала и определение линейных размеров (L, a, x).
Для построения вала рассчитываем длину ступицы вала:
Dступ. = (1,5…1,7)d2 = 100мм
Толщина обода колеса:
δ0 = (3…4)m ≥ 5…6 мм
δ0 = 3,5 ∙ 4 = 14 мм
Диаметр переходного участка принимаем d2пу = 61 мм.
Диаметр участка под подшипник принимаем меньше чем диаметр переходного участка с условием, что он должен быть кратным 5 или 0.
d2п ≤ d2пу
d2п = 60 мм
Для симметричной шевронной зубчатой передачи выбираем подшипник качения тип 42212. Ширина подшипника B = 22 мм, наружный диаметр D=110мм, динамическая грузоподъёмность C = 54800 Н, статическая грузоподъёмность С0 = 42800 Н.
Для того чтобы в подшипники не попадал абразив, закрываются крышками внутренний диаметр крышки dx принимается больше чем посадочный диаметр под подшипник на 1,5 – 2 мм для уплотнителя наружный диаметр крышки d = 110 мм высота крышки H = 23 мм фланец крышки зависит от наружного диаметра крышки и имеет диаметр D = 155 [табл.10.7 Жуков].
Длину хвостовика под соединительную муфту принимаем равную х=95мм.
3 Составление общей расчётной схемы вала
Действующими на вал являются усилия в зацеплении FX, Ft, FR и неуравновешенное усилие от муфты FM. Для этого представляем вал как балку с одной подвижной опорой и одной неподвижной и рассматриваем балку в двух координатных плоскостях XOZ и XOY.
Составляем уравнения моментов относительно опор А и В в плоскости XOZ.
Составляем уравнения моментов относительно опор А и В в плоскости XOY.
Суммарный изгибающий момент определяем методом векторного сложения, так как составляющие действуют во взаимно перпендикулярных плоскостях.
По максимальному значению М определяем местоположение опасного сечения.
4 Проверка вала на статическую выносливость
sИ – напряжение изгиба в опасном сечении, Мmax – момент действующий на опасное сечение вала (из эпюры суммарного изгибающего момента), W – осевой момент сопротивления сечения, b* - коэффициент учитывающий b* = 1,4…1,8
где d - диаметр опасного сечения.
tкр – напряжение кручения в опасном сечении, Т2 – крутящий момент тихоходного вала, Wр – полярный момент сопротивления сечения.
Напряжение на разрыв
ST –общий коэффициент запаса прочности, sT –предел текучести материала вала (сталь 45) sT =330 МПа [табл. 10.6 Чернин], [ST] –допускаемый коэффициент запаса прочности, [ST] = 2,5…4.
5 Проверка опасного сечения вала на усталостную прочность
Нормальное напряжение для сечения под шестерней
- среднее напряжение циклов нормальных напряжений.
Касательное напряжение от нулевого цикла для сечения под шестерней[формула 15,5 Иванов]
Расчётный запас сопротивления усталости по изгибу
где s-1 = 0,4×sв = 0,4×600 = 240 МПа – предел выносливости для материала вала при симметричных циклах изгиба, ks = kt =1 [табл. 15.1 Иванов]- эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно, es = kd×kF = 0,67×1 = 0,67 [графики 15.5 и 15.6 Иванов] - масштабный фактор для нормальных напряжений.
Расчётный запас сопротивления усталости по кручению
где t-1 = 0,2×sВ = 0,2×600 = 120 МПа - предел выносливости для материала вала, et = 0,67- масштабный фактор для касательных напряжений, ft - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталостную прочность, ft = 0,05 [формула 15.6 Иванов].
Общий запас сопротивления по усталости
[S] – допускаемый запас выносливости, [S] = 1,8.
Усталостная прочность в опасном сечении обеспечивается.
6 Расчёт вала на жёсткость
Вертикальный прогиб
Горизонтальный прогиб
Суммарный прогиб
Допускаемый прогиб [Y]»0,01m = 0,01×3,5 = 0,035 мм
Жёсткость вала в опасном сечении обеспечена.
7 Определение ресурсного срока службы подшипников
Эквивалентная нагрузка на подшипник
Для радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х = 1, V – коэффициент вращения (кинематический коэффициент), V = 1, R – радиальная нагрузка, Y – коэффициент осевой нагрузки, FA – осевая нагрузка, КБ – коэффициент безопасности (динамичности), КБ = 1,3…1,5, КТ – температурный коэффициент, КТ = 1.
R = 4442 H
P = 1 × 4442 × 1,4 × 1 = 5777,6 Н
где Скат – динамическая грузоподъемность подшипника из атласа деталей машин ГОСТ 8328 – 57, Lh – расчетная долговечность, n2 – частота вращения тихоходного вала.
8 Выбор вида соединения колеса и муфты с валом
Так как Т2 > 700 Н×м значит в качестве соединения выбираем шлицы. Для соединения колеса с валом выбираем шлицы z = 8, d = 62 мм, D = 68 мм, dm = 65 мм, h = 2,2 мм, b = 12 мм
Для соединения муфты с валом выбираем шлицы серии z = 8, d = 52 мм, D = 58 мм, dm = 55, h = 2 мм, b = 10 мм
9 Проверка шлицевых соединений на смятие
Колесо
Где: [dИЗН]-среднее значение допускаемого напряжения на износ для базового числа циклов; Кn=Ö108/60nLn ;Кn = 1,07 ;КЕ = 1 [рис. 9.11 Кудрявцев] – коэффициент режима напряжения; КОС = 1 – коэффициент осевой подвижности (неподвижное соединение); КСМ = 0,7 – коэффициент смазки (улучшенные условия смазки).
Для того, чтобы найти [dИЗН], найдём Yd=dmF/2T и e = М/Fl
;Yd = dmF/2T2 = (66×7763)/(2×103×1100) = 0,2
e = 577/7763×54 = 0
Принимаем [dИЗН] = 140 Мпа
sсм = 2×103×1100/(8×65×0,8×2,2×54) = 44,5 Мпа
Условия выполнены.
Хвостовик
;Yd = dmF/2T2 = (55×7763)/(2×103×1100) = 0,2
e = 4145/7763×82 = 0
Принимаем [dИЗН] = 140 МПа
sсм = 2×103×1100/(8×55×0,8×2,2×82) = 34,6 Мпа
Условия выполнены.
Используемая литература
1 И.М. Чернин, А.В. Кузьмин ''Расчеты деталей машин''.
2 В.В. Длоугий, Т.И. Муха ''Приводы машин''.
3 Н.С. Ачеркан ''Детали машин расчет и конструирование'' ч.I - III.
4 М.Н. Иванов ''Детали машин'' учебное пособие.
5 В.Н. Кудрявцев '' Курсовое проектирование деталей машин''.
6 Анурьев ''Детали машин'' справочник.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.