Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. Дидактико -методические основы изучения синтаксиса в начальной школе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

сочетаний слов, научиться различать словосочетание и предложение.

Изучение словосочетаний в школе: работа по предупреждению ошибок в построении словосочетаний, показ норм согласования и управления.

На уроках русского языка работа над словосочетанием должна быть связана с изучением грамматического материала.

Для закрепления знаний о словосочетании, для предупреждения ошибок в согласовании и управлении слов, для развития навыков правильного употребления основных моделей словосочетаний используются упражнения:

1.  грамматический разбор

2.  составление словосочетаний

3.  выписывание из текста словосочетаний

4.  наблюдение за структурой однотипных словосочетаний

5.  распространение предложений словосочетаниями

6.  составление предложений по схеме.

Кроме предложенных упражнений, почти на каждом уроке следует проводить работу по анализу предложений.                          

Синтаксические упражнения для развития речи.

При обучении в школе в процессе изучения грамматики формируются умения пользоваться синтаксическими единицами, сознательно выбирать языковые средства для создания связного текста.

Главное в работе по русскому языку в начальных классах школы - воспитание монологической речи и помимо этого детей необходимо обучать интонированию, темпу речи.

Выделяют три типа монологической речи:

•  повествование (сообщение о фактах, следующих один за другим)

•  описание (сообщение о фактах следующих одновременно)

•  рассуждение (сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных связях). Важным приемом обучения монологу является опора на словесный образец, на наблюдение за окружающей действительностью, анализ серии сюжетных картинок.

Содержание уроков развития связной речи предполагает обучение детей приемам изложения мыслей (составление текста, правильное интонирование текста и т.д.)

При обучении детей связной письменной речи следует отграничивать друг от друга 2 группы объективных явлений:

1.  техника, средство закрепления мысли

2.  сами мысли

В процессе составления сочинения слова должны быть связаны способом управления и согласования. Составляя предложения, учащиеся должны отбирать слова, отбирать обороты речи.

На уроках по развитию связной речи необходима предварительная работа по уяснению содержания текста, анализу предложенного образца, разбору словосочетаний и предложений, входящих в текст, конструированию словосочетаний и предложений. Эта работа может быть выполнена как письменно, так и устно, как фронтально, так и индивидуально.

В процессе изучения русского языка учащиеся должны усвоить, что при помощи предложений люди мыслят, общаются. Изучение синтаксиса в 1-3 классах следует направить на введение в речь детей определенных синтаксических конструкций, на правильное использование изучаемых конструкций в практике речи детей.

Синтаксические упражнения, проводимые учителем на протяжении 3 лет обучения, помогают детям разобраться в структуре простых предложений, сознательно составлять новые предложения. При проведении упражнений следует учитывать звуковую природу речи. Только постоянное внимание к устной и письменной формам речи, к предложению как основной единице речи поможет понять законы построения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0