Расчёт проушины от действия силы Р является сложной задачей. Как это следует из результатов многочисленных статических испытаний, проушина обычно разрушается по сечению т – т от деформаций, вызываемых в основном растяжением. Однако в этом сечении, кроме осевых сил N, уравновешивающих силу Р, действуют также поперечные силы Q и изгибающие моменты М. Силы Q и моменты М по условиям равновесия являются лишними. Для их определения составляются уравнения неразрывности деформаций. В результате решения статически неопределимой задачи получается криволинейная эпюра нормальных напряжений σ, аналогичная эпюре напряжений при изгибе кривого бруса малой кривизны. Судить о разрушении проушины по величине σmax, полученному теоретически, нельзя, так как применяемые при решении уравнения неразрывности деформаций справедливы лишь в упругой области работы материала. На величину разрушающей нагрузки значительное влияние оказывает пластичность материала. Этим объясняется несовпадение данных опыта с результатами теоретических расчётов. Поэтому для практических целей целесообразно пользоваться результатами эксперимента. Опыты, проведенные над большим количеством образцов, показали, что независимо от характера разрушения (разрыв по сечениям т – т, а – а, с – с или срез по плоскости b – b) расчёт можно производить только на разрыв по сечению т – т по средним напряжениям
, ( 14.7)
где k – коэффициент, учитывающий влияние концентрации напряжений в отдельных точках сечения.
На основании результатов многочисленных экспериментов для коэффициента k получено следующее выражение:
(14.8).
Как видно, увеличение отношения у / х ведёт к уменьшению σср., т. е. повышает прочность проушины. Для проушин, у которых у/х = 1и b/d = 2, коэффициент k ≈ 0,8.
§ 2. Неразъёмные соединения
Рассмотрим работу некоторых типовых неразъёмных соединений. Соединение в виде накладки пояса лонжерона (рис. 14.8, а) передаёт на пояс осевую силу N. Болты в этом случае работают на срез. Так как расчёт производится по разрушающим нагрузкам, то из-за влияния пластичности материала можно полагать, что сила N равномерно передаётся на все болты; при этом на один болт приходится сила
, где п – число соединительных болтов.
На участке соединения должна проверяться и прочность накладки. В сечении а – а действует полная сила N, а площадь этого сечения уменьшена из-за наличия косого среза и отверстий под болты. Потребная площадь сечения растянутой накладки (за вычетом отверстий) должна быть
.
В сжатой накладке ослабление отверстиями не учитывается, (сжатие способствует монолитности соединения). Положение крайних болтов должно определяться из того условия, чтобы накладка в сечении b – b (см. рис. 14.8, б) могла воспринимать силу 2Р, передаваемую этими болтами. Диаметр крайних болтов целесообразно выбирать меньший по сравнению с другими (или вместо двух устанавливать один болт). В этом случае достигается меньшее ослабление накладки и крайние болты поставить ближе к концу.
Соединение стенки лонжерона с полкой (рис. 14.9), может осуществляться заклёпками и болтами.
Сила, действующая на одну заклёпку (болт), определяется из равновесия элемента стенки (рис. 14.10)
, где q – касательное усилие в стенке;
t – шаг заклёпок в одном ряду;
Стык стенки лонжерона (рис. 14.11, а) осуществляется посредством накладки, передающей поперечную силу Q. Любая заклёпка, соединяющая накладку со стенкой, работает на срез от силы Р (см. рис. 14.11, б) – равнодействующей сил
и , где п – число заклёпок; М – момент силы Q относительно центра жёсткости заклёпочного соединения (М = Q · с); r – расстояние заклёпки до центра жёсткости.
Продольный стык обшивки передаёт главным образом касательные усилия. Сила, приходящаяся на одну заклёпку (рис.14.12):
.
Поперечный стык может передавать как касательные, так и нормальные усилия, возникающие от действия изгибающего момента. Сила на одну заклёпку в этом случае (см. рис. 14.12)
, где m и t, как и ранее, число рядов и шаг заклёпок в одном ряду.
В продольных стыках применяются, как правило, дуралюминовые заклёпки, а в поперечных – стальные. При весьма больших осевых усилиях (σ · δ) применяют стальные болты.
В сильно нагруженных поперечных стыках, как и в соединениях поясов лонжеронов, с целью минимального ослабления листа обшивки устанавливают заклёпки в крайних рядах обычно с большим шагом, а иногда и меньшего диаметра, чем в средних рядах (рис. 14.13).
Дополнительно излагается материал из других источников:
1. Уч. «Конструкция и прочность самолётов, под ред. Зайцева В.Н.
2. Сборник лекционного материала Матвеева Е.Н.
[1] Неразъёмные заклёпочные соединения см. Справочник конструктора-машиностроителя т.3, В.И. Анурьев, глава I, стр.9…23.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.