Расчет на сдвиг и кручение. Отделение сдвига от кручения, страница 2

 


1)                                   ;    2)                                   ;  3)                                         .

Нетрудно видеть, что выбор замкнутых контуров в сечении можно осуществить в разных вариантах и каждый раз соответственно преобразуются суммы. Так, для того же сечения мы сможем записать условие замкнутости контуров: ABCDEFGA,  ACDEFGA, GDEFG. Соответствующие условия замкнутости запишутся:

                             

                                                                     

         

Они, очевидно, представляют собой лишь линейную комбинацию прежних уравнений.

2.  РАСЧЁТ НА СДВИГ

2.5.1. Отделение сдвига от кручения.

В предыдущих разделах курса ознакомились с расчётом крыла на изгиб. В действительном крыле изгибающие моменты вызываются поперечной нагрузкой, расчёт на изгиб должен быть дополнен расчётами на сдвиг и кручение.

Допустим, что в сечении крыла, изображённом на рис. 2.43, действует поперечная сила Qy ,нормальная к нейтральной оси х. В общем случае, сила  Qy будет вызывать сдвиг в сечении и закручивание. Степень закручивания данного сечения  (величина угла ξ) будет, очевидно, зависеть от положения силы  Qy . Ясно, что если мы будем сдвигать силу в сторону носка крыла, сечение будет закручиваться по ходу часовой стрелки и относительный угол закручивания будет возрастать. Наоборот, при смещении силы  Qy  в другом направлении угол закручивания будет убывать и в какой-то момент сменит знак – сечение будет закручиваться в другую сторону. Отсюда следует, что всегда можно найти такое положение силы Qy , при котором относительный угол закручивания сечения равен нулю. Отметим соответствующую абсциссу хж .

Если введём теперь в рассмотрение вместо силы  Qy силу  Qх , направленную по оси х, то аналогично сможем прийти к выводу, что сила  Qх при каком-то положении по вертикали также не даст закручивания данного сечения. Пусть соответствующая этому положению ордината будет уж  (см. рис. 2.43). Пересечение этих двух направлений даст нам точку, которую по аналогии с соответствующей точкой в лонжеронном крыле мы назовём центром жесткости. Пока не известно, как найти такую точку в сечении тонкостенного крыла, не знаем также, зависит положение этой точки от величины нагрузки или нет. В данный момент достаточно очевидно существование такой точки для заданных сил.

Итак, если нам задана сила  Qy ,мы всегда сможем перемещая её по хорде, найти такое её положение, когда относительный угол закручивания данного сечения будет равен нулю.

На рис 2.44 отметим эту абсциссу хж.  Она пока неизвестна. Приложим к сечению по линии х = хж две силы:  Qy' и  Qy", параллельные силе  Qy , причём  Qy'= -  Qy"=  Qy .

Введение этих сил в систему действующих не изменит, очевидно, напряжений и деформаций крыла, так как они взаимно уравновешены в одной точке.

Теперь нетрудно усмотреть, что сила  Qy' с абсциссой, равной хж , даст только сдвиг сечения без закручивания, так как она проходит через центр жёсткости, а силы  Qy и  Qy"дадут закручивающую пару Мкр =  Qy(хQxж).

Таким образом, понятие центра жёсткости даёт нам возможность разделит нагружение на:

  1. сдвиг силой  Qy' =  Qy(ξ = 0);
  2. кручение моментом Мкр =  Qy(хQxж). 

При этом для расчёта на сдвиг не требуется знания положения центра жёсткости, так как только крутящие моменты зависят от его координаты. Следовательно, если мы знаем поперечную силу в сечении, мы сразу можем производить расчёт на сдвиг, предполагая, что сила  Qy нами перенесена, как это мы сделали сейчас, в центр жёсткости сечения.


От поперечной нагрузки на конструкцию крыла в сечении одновременно будет действовать изгибающий момент, вызывающий нормальные напряжения,  и поперечная сила, вызывающая касательные напряжения. Очевидно, что те и другие напряжения в отдельных элементах конструкции должны быть в равновесии. Используем эти условия равновесия для определения касательных напряжений по найденным ранее нормальным напряжениям при изгибе.

При решении будем использовать принятые ранее предположения.

  1. Касательные напряжения по толщине обшивки и стенок лонжеронов не меняют своей величины и направлены по касательной к контуру. Это позволяет ввести в рассмотрение вместо касательных напряжений погонные касательные усилия q = τδ.
  2. Обшивка и стенки лонжеронов не воспринимают нормальных напряжений. Площади присоединённых полос обшивки отнесём к площади рёбер (стрингеров и полок лонжеронов).
  3. Сечение конструкции пока будем считать переменным по длине, но угол наклона образующей к оси z малым, так что косинус угла наклона можно считать равным единице.