Современные образовательные технологии в культурологическом образовании, страница 2

Преимущества использования компьютерной поддержки:

• презентация готовится с использованием максимального количества иллюстраций, что расширяет границы поиска нужного материала;

• дизайн презентации зависит от темы урока.

Например, «Классицизм». Эта тема предполагает создание презентации с использованием сочетания двух цветов в соответствии с законами классического стиля. В презентации, посвящен ной творчеству Феофана Грека, учащиеся использовали его любимые цвета: желтый и все оттенки коричневого. По теме «Модерн», «Импрессионизм» — более яркая презентация, возможен полет фантазии, нестандартные решения в оформлении слайдов, использование эффектов анимации, возможностей WordArt.

Создания компьютерных презентаций преследует несколько целей:

• привлечь учащихся к самостоятельной оценке произведений искусства;

• создать условия для творчества. Итогом такой работы является создание учебно-методического комплекса, который позволяет расширить рамки предмета. Организация дискуссии на стадии рефлексии дает неожидан результаты. Например, духовная католическая музыка вызывает больше симпатий, чем духовная православная. Стиль «кантри» (американский фольклор) нравится детям больше, чем российский фольклор. Не всегда учащиеся соглашаются с мнением друг друга. Задача педагога — внимательно выслушивать все мнения, поощрять плюрализм и толерантное отношение друг к другу (принцип критического мышления).

На стадии рефлексии используется прием «Синквейн» — высказывание из пяти строк. С помощью синквейна учащиеся в легкой форме выражают свое мнение о достоинствах произведений искусства.

Схема синквейна

Название — обычно существительное.

Описание темы — обычно два прилагательных.

Описание действия в рамках этой темы — обычно три глагола.

Чувство - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Повторение сути - или синоним к теме, обычно одно слово.

Примеры синквейнов

Ван Гог.

Тоскующий, непонятый.

Удивляет, восхищает, творит.

Его подсолнухи не забываются.

Одиночество.

(Юрлова Настя, 11-а)

Джаз

Яркий, цветной.

Веселит, бодрит, зовет танцевать.

Джаз бывает «белый» и «черный».

Импровизация.

Орган.

Величественный, спокойный.

Будит фантазию, очаровывает, привлекает.

У органа сказочный звук.

Вечность.

Для наблюдения динамики процесса развития эстетических вкусов учащихся были приняты за основу два уровня восприятия произведений искусства — констатирующий и критический.

Характеристика уровня констатирующего восприятия: описательность, перечисляемость в ответах; пересказ заученных знаний; отсутствие самостоятельной оценки произведений искусства, инициативы в поиске дополнительного материала (подчиненный отклик); в процесс восприятия не включена творческая деятельность.

Характеристика уровня критического восприятия: проявление осознания важности учения, активное участие в работе, самостоятельное использование дополнительного материала к тем с (добровольный отклик), умение анализировать, синтезировать, сравнивать информацию (стили, жанры в искусстве); способность к рефлексии.

Метод педагогического наблюдения на уроках МХК выявил следующую закономерность: до применения инновационных уроков в с классах преобладал констатирующий уровень восприятия (пассивный, подчиненный отклик, шаблонные ответы). С применением технологии развития критического мышления в синтезе с компьютерными технологиями возрастает уровень критического восприятия. Уроки часто превращаются в бурные дискуссии. Особенно взволновала учащихся 11-а класса тема «Русский авангард». Многие были удивлены, как такие, на их взгляд, «примитивные» и «антихудожественные» полотна называют гениальными, восхищаются ими и вывешивают на всеобщее обозрение в музеях мира. Больше всего «досталось» картинам К. Малевича. В результате спора учащиеся согласились, что музейные коллекции должны отражать все существующие стили, жанры и направления в искусстве. Не обязательно все воспринимать положительно и восхищаться полотнами тех или иных художников только потому, что они украшают стены мировых музеев.

Организация уроков с применением технологии критического мышления в синтезе с информационными технологиями способствует формированию навыков самостоятельного, независимого мировоззрения, способности противостоять мнению, ое навязывают любые внешние и внутренние факторы — мнение учителя или одноклассников, признанные авторитеты, программы по телевидению или радио, веяния моды, неумение казать свою точку зрения.

Уроки МХК имеют свою специфику, так как предполагают изучение большого количества иллюстративного материала. Это памятники архитектуры, и живописные полотна, и скульптура. Как объять необъятное? Большие возможности открываются перед учителем, владеющим компьютерными технологиями. С их помощью в короткий срок (в течение одного урока) учащиеся могут совершать виртуальные экскурсии, внимательно рассматривать произведения живописи и архитектуры, создавать презентации к ответам на пройденные темы.

Освоение мирового культурного наследия, безусловно, важная нужная задача. Особенно актуальна она в современном мире, где средства массовой информации навязывают свои «ценности».