Вопрос № 65 Анализ содержания программ учебной дисциплины «история культуры Санкт-Петербурга»
Краеведение вошло одним из компонентов обязательного образования. В течение ряда лет разрабатываются разнообразные подходы к изучению города, которые постоянно апробируются в школах. В настоящее время петербургские учителя имеют возможность самостоятельно выбрать наиболее удобный подход в изучении города. Такой подход, без сомнения, весьма разумен, а особенности преподавания краеведения определяются многими факторами: районом расположения школы, количеством учащихся, подготовленностью учителей, материальным обеспечением школы, личным отношением учителя к городу.
Разнообразие точек зрения на проблемы изучения города выражается даже в названиях учебных курсов: «Петербурговедение» или «городоведение», «градоведение» и ограничивает изучение края Петербургом. Более широкий термин - «регионоведение», когда в программу учебного курса включается материал и по региону, окружающему наш город.
Термин «краеведение» утвердился в начале ХХ столетия, заменив понятие «отчизноведение». Он отражает суть предмета: всесторонне изучать, «ведать» свой родной край, малую родину, отчий дом. При этом под «отчим домом» понимается не только район, город, но и близлежащий регион — край (область). Такой подход обусловлен тем что, город и область взаимозависимы; кроме того, жизнь почти каждого петербуржца связана не только с городом, но и с его окрестностями, областью.
Наиболее распространенными в изучении города (а следовательно, и в отборе содержания) являются краеведческое, историко-краеведческое, культурологическое, архитектурно-краеведческое образование.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
(в хронологическом порядке)
1.Программа учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»/Г.А. Богуславский, Л.К.Ермолаева, Л.Я.Лурье, Л. С. Ротарь. СПб., 1992.
2.Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в школах города. Концепция. Варианты программ курсов /Сост. Л.К.Ермолаева. СПб, 1993.
3.Образовательная программа клуба «Петрополь»/Сост. М.Р. Картунова. СПб., 1994.
4.Вежель Т.С. Взрослеем вместе с городом: Общие положения программы дошкольно-школьного образования. — СПб., 1995 (культурологический подход)
5.Ермолаева Л.К. Чудесный Город: Программа пропедевтического краеведческого курса/Институт Петербурга. — 2-е изд. — СПб., 1995.
6.Даринский А. Программа курса «История Санкт-Петербурга». СПб., 1995.
7.Даринский А.В., Асеева И.В., Харитонов А.И. Программа курса «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Экспериментальная программа по истории и культуре. СПб., 1995.
8.Махинько Л.Н. Экспериментальная программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся средних школ. СПб., 1995.
9.Харитонов А.И. Программа по экологической географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. СПб., 1995.
10. Махинько А.Н. История и культура Санкт-Петербурга: программа для нач. и ср. школы. — СП6., 1996.
11. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в Санкт-Петербурге — СПб., 1997.
Краеведческое и историко-краеведческое образование представлено программами Л.К. Ермолаевой «История и культура Санкт-Петербурга»
Цели изучения города и области:
Петербуржец должен:
· осознанно воспринимать окружающий мир (Санкт-Петербург и Ленинградскую область) и грамотно взаимодействовать с ним, относиться к нему как к определенной ценности;
· достичь общекультурного уровня компетентности, уметь грамотно использовать культурный потенциал Санкт- Петербурга (востребовать его).
В настоящее время намеченные цели частично решаются рядом учебных дисциплин, в программы которых введен местный материал и специальным курсом «История и культура Санкт-Петербурга». Эффективность изучения города и области значительно возрастет, если будет определено: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных предметных областях (географии, литературе, истории и т.п.) и специального курса: последовательность введения в учебный план краеведческого
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.