Смысловая структура текста. Современные методики смысловой интерпретации текста

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Выраженную в языковой форме информацию, содержащуюся в тексте можно назвать семантикой текста.

          Семантика текста – объективно закодированный в тексте различными языковыми средствами результат взаимодействия значений, составляющих текст единиц, отражающих интенцию автора и его картину мира.

          Смысл текста – объективное отражение содержательного плана текста в сознании адресата на основе его информационного тезауруса и ценностных ориентиров.

В соотнесенности понятий семантика текста – его смысл – художественное содержание текста -  наблюдается корреляция соответственно с лингвистическим, лингвосмысловым, стилистическим и литературоведческим анализом.

Все они отражают разный уровень погружения в содержательный план текста. Например, 1) анализируя языковые средства и их организацию, можно судить о семантике текста на уровне имеющейся в нем инвариантной информации; 2) изучая далее структуру, семантику и прагматику текста в аспекте стилистического узуса и идиостиля автора, учитывая языковую личность читателя. Можно говорить о смысле текста. Смысл текста, с точки зрения Н.С. Болотновой,  всегда содержит личностные, субъективные особенности его отражения в сознании читателя.

3) исследуя смысловую структуру текста в соотношении с широким культурно-историческим и литературным контекстом эпохи и творческой эволюцией автора, изучая образный строй и идейно-художественные особенности конкретного текста, можно судить о его художественном содержании.

Таким образом, путь к художественному содержанию текста лежит через систему его смыслов, структурированных особым образом и формирующихся на основе семантики текстовых единиц и текста в целом, отраженных в сознании читателя.

Каждый из названных этапов приобщения к содержательному плану произведения отражает разную глубину его постижения. Только комплексный филологический анализ позволяет аргументировано судить о глубинном художественном смысле произведения. При этом очевидны неисчерпаемость и вариативность его интерпретации разными читателями. Вступающими в диалог с текстом (вспомните занятия по семантическому синтаксису, модус и диктум).

Н.С. Болотнова отмечает, что в интерпретационной деятельности читателя надежной опорой является лексическая организация текста, т.к. они способны стимулировать ассоциативную деятельность автора и адресата. Многие методики основаны именно на анализе ключевых лексических средств. Например, работы А.И.. студневой и Н.А. купиной на основе выделения смысловой доминанты. Используется сторонниками поуровневого анализа (преобладает лексический, но рассматриваются и все остальные…)  (в работах по лексике часто невозможно обойтись без рассмотрения синтаксического уровня. Например, работы учеников Н.С. Болотновой).

Есть методика Н.А. Купиной, которая основана на изучении динамики микротем и формировании на них смысловых оппозиций. Микротема соотносится с предложением… и в этом случае мы уже не можем говорить  только о лексическом уровне. Без синтаксиса не обойтись (тематическая прогрессия налицо).

В работе И.Я. Чернухиной рассматриваются лексические средства выражения «универсальных смыслов произведения» время, пространство

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0