Текст как объект филологического исследования. Понятия «текстоцентризм» и «текстоведение»

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 1. Текст как объект филологического исследования.

1)  Понятия «текстоцентризм» и «текстоведение».

2)  Филологический анализ текста.

3)  Лингвистический анализ художественного текста.

4)   Лингвистический анализ публицистического текста.

Выдвижение текста в качестве главного объекта не только филологии, но и гуманитарного знания в цело обусловливает внимание к личности человека, к идее антропоцентризма. Антропоцентризм связан с идеей диалогизации, как особой формы взаимодействия, по мысли М.М. Бахтина.

Диалогичность как речевое взаимодействие говорящих в процессе речевой деятельности стала объектом внимания в культурологи и литературоведении, педагогике и методике. В области речевой культуры также отмечают переход от монологической к диалогической. Актуальной стала проблема изучения воздействия текста на адресата и взаимодействие коммуникантов.

Общение происходит на текстовой основе, именно текст выдвигается как основной объект филологического исследования. Как основная форма коммуникации.

Особенности современной коммуникативной парадигмы лингвистического знания:

- ее интегративный характер (связь со смежными областями);

- опора на теорию речевой деятельности;

- выдвижение текста и языковой личности как основных понятий (под личностью понимается и автор, и читатель).

- рост интереса к экстралингвистическим факторам общения (ситуации, сфере, фактору адресата).

- стремление объяснить языковые явления (понятие «языковая картина мира»).

Существуют понятия «текстоведение» и «текстология». По мнению Д.С. Лихачева, цель текстологии в том, чтобы овладеть правилами изучения текстов. Раньше текстологи (узкое понимание) занимались доказательством авторства, изучали процесс его работы над текстом (т.е. часть истории литературы). «Широкое понимание»: текст рассматривается как единство смысла и формы, для идентификации которого необходима вся совокупность словесных дисциплин (т.о. это не наш термин).

Несколько иное содержание вкладывают в понятие «текстоведение».

Теория текста в узком смысле: система теоретических положений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике, речевой организации, особенностях текстоообразования и восприятия.

В широком смысле теорию текста можно определить, как интеграцию многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук:  психологии, лингвистики, социологии, культурологи и др.

Наряду с общей теорией текста выделяют частные, которые ориентированы на изучение определенных текстов. Например, художественных.

Общая теория текста включает в себя лингвистику и стилистику.

Лингвистика объединяет синтактику и семантику, грамматику и прагматику текста.  Синтактика и грамматика изучает способы связности и понятности текста, динамику темы и ремы в текстовом развертывании.

Семантика текста рассматривает его содержательную сторону, структурирование смыслов, выраженных эксплицитно и имплицитно. Семантика связана с герменевтикой, которая занимается толкованием и интерпретацией текста.

Прагматика  рассматривает комплекс вопросов связанных с говорящим субъектом, адресатом и их взаимодействием.

Стилистику текста  интересуют вопросы: что сообщается, как, с какой целью? Текст рассматривается в соответствии с требованиями и законами стиля и сферы общения. Современную стилистику интересует закономерности использования языковых средств, идиостиля писателя.

К общей теории текста примыкает текстология, к частной теории текста относится теория литературы, лингвистическая поэтика (исследует

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0