Проповедь на 20-е воскресенье после Троицы
«Подошли фарисеи и спросили, искушая [Иисуса]Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:2-9).
Удивительно, не правда ли? Неужели на свете есть ещё такие старомодные взгляды на брак? Приведённый евангельский отрывок не описывает историческую действительность. Ни сегодняшнюю, ни ту, времён Иисуса. Да вообще никакую! Это описание идеала, модели, образца. Это раскрытие плана, который был у Бога, когда Он создавал человека – мужчину и женщину. Это напоминание о наших собственных неосознанных мечтаниях и стремлениях, к которым всякий раз делает несмелый шаг каждая молодая пара, только что вступившая в брак, когда убеждённо клянётся друг другу в верности и любви. Но вместе с тем это и предостережение. Показанный Иисусом идеал налагает определённые обязательства. Так как Бог создал супружество для отражения собственной любви к Своей святой Церкви, не удивительно, что Он не приемлет разводы.
Когда в начале нашей эры где-то на границе Иудеи и Заиорданья Иисус разворачивал перед фарисеями и Своими учениками видение пары людей, которые, будучи верны Божьему плану, любят друг друга и связаны друг с другом до самой смерти, ситуация в области брака радужной, как минимум, не представлялась. Однако печальное состояние, в котором Иисус застал супружество среди иудеев, не заставило Его молчать или беспомощно опустить руки из-за того, что якобы ничего уже не поделаешь. Как раз наоборот!
«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться».
Фарисеи не могли уловить Иисуса Христа в делах, поэтому они предлагают Ему вопросы для разрешения. Их вопрос не был искренним, в нём таится злоба. Они пытались поймать Иисуса на каком-нибудь высказывании, которое можно было бы затем использовать для Его дискредитации.
Вопрос о разводе был задан специально, поскольку они сами не договорились о правильном толковании слов Моисея. Во Второзаконии в качестве причины для развода указано «что-нибудь противное». Это по-разному трактовали иудейские раввины. Школа раввина Гиллеля была более либеральной, разрешая мужу развестись с женой, если ему что-то не нравится в ней: ну если, например, у неё ужин подгорит. Школа раввина Шаммая была более строгой и настаивала на том, что муж имел право развестись со своей женой только если она была виновна в «непристойности». Хотя теперь уже неизвестно, что под этим подразумевалось, но это должно было быть чем-то менее серьёзным, чем внебрачные связи, за которые был предписан не развод, а смертная казнь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.