Господь отвергает Саула, 1Цар. 15:10-31
Саул здесь снова образ Христа «от противного» — Саул непослушен Богу, Христос послушен даже до смерти. Царство отнято у Саула, Христос царствует вовеки. Саул хочет «сохранить лицо», Христа бьют по лицу и плюют на Него.
11: «жалею» -- ~x;nI (нихам). Этот же глагол использован в 29 ст., где переведён как «раскаяться». Впервые мы встречаемся со случаем, когда Господь «раскаивается» в Быт.6:6. Но это не значит, что Бог капризен. Его цель всегда — спасение. Поэтому Он поражает нечестивый мир потопом, чтобы спасти праведного Ноя и его семью. Поэтому Он отвергает Саула, чтобы спасти Свой народ, в котором родится Мессия, Спаситель всего мира.
«слова не исполнил» — Саул сохранил добычу, хотя Бог повелел уничтожить всё у амаликитян (ст. 3).
«поставил памятник» — видимо, в ознаменование победы, в знак своей власти (такое же еврейское выражение в 1Пар. 18:3). По-видимому, типичное действие царей, хотя выглядит не очень хорошо в случае с царём, которого поставил Бог.
13: Саул уверен, что исполнил слово Господа. Или он считает, что сможет обмануть Самуила (и Бога?).
15: неповиновение Саула раскрыто, но он ещё будет отпираться. Скот — не просто добыча, которую жалко было уничтожить (обратите внимание на ст. 9 — уничтожено то, что не жалко), но жертвоприношение.
«Господу Богу твоему» — Саул дистанцируется от Бога. Это Господь Самуила, но не его.
19: «бросился» — от глагола jy[i ('ит) — «вопить». Существительное, которое переводится как «хищная птица», — однокоренное с этим словом. Показательно применение этого глагола в 1Цар.14:32. Саул жадно захватывает добычу, он вовсе не думает о жертвоприношении, это становится позднее лишь отговоркой.
22-23: Самуил указывает, что никакое жертвоприношение не может заменить послушание Богу.
24: только после третьего (!) упрёка Самуила Саул признаёт, что он согрешил и послушал гласа народа, а не гласа Бога (ср. его упорное непризнание греха в ст. 20 — «я послушал гласа Господа»).
«я боялся народа» — снова народ играет важную роль. Саул более всего боится народа, а не Бога, поэтому и повинуется его голосу, а не гласу Господа.
Можно увидеть Божественную иронию в том, что Саул пытается быть «демократом» и «популистом», но теряет царство.
25: Саул просит о прощении греха, но не получает его. Сравните с Давидом, который просто исповедует грех перед Нафаном (2Цар. 12:13), ни о чём не просит, но тут же получает прощение. Саул не выглядит раскаявшимся. Он считает, что поступил разумно, не уничтожив лучшее из скота, он собирается принести из этого жертву — что ещё нужно этому Богу Самуила? Более того, похоже, Саула беспокоит не столько грех, сколько перспектива утратить авторитет, престиж: «и воротись со мною». Если Саул придёт к старейшинам и к народу без Самуила, начнутся вопросы: где пророк? почему он не сопровождает царя? и т.п.
30: Саулу важно «сохранить лицо». Опять контраст с Давидом, который «скакал и плясал» перед Господом (перед ковчегом) — 2 Цар. 6. Давид не слишком беспокоится о своём престиже, ему важнее, что думает о нём Бог.
Вопросы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.