Господь отвергает Саула. Причина, по которой Саул нарушает повеление Господа

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Господь отвергает Саула, 1Цар. 15:10-31

Саул здесь снова образ Христа «от противного» — Саул непослушен Богу, Христос послушен даже до смерти. Царство отнято у Саула, Христос царствует вовеки. Саул хочет «сохранить лицо», Христа бьют по лицу и плюют на Него.

11: «жалею» -- ~x;nI (нихам). Этот же глагол использован в 29 ст., где переведён как «раскаяться». Впервые мы встречаемся со случаем, когда Господь «раскаивается» в Быт.6:6. Но это не значит, что Бог капризен. Его цель всегда — спасение. Поэтому Он поражает нечестивый мир потопом, чтобы спасти праведного Ноя и его семью. Поэтому Он отвергает Саула, чтобы спасти Свой народ, в котором родится Мессия, Спаситель всего мира.

«слова не исполнил» — Саул сохранил добычу, хотя Бог повелел уничтожить всё у амаликитян (ст. 3).

«поставил памятник» — видимо, в ознаменование победы, в знак своей власти (такое же еврейское выражение в 1Пар. 18:3). По-видимому, типичное действие царей, хотя выглядит не очень хорошо в случае с царём, которого поставил Бог.

13: Саул уверен, что исполнил слово Господа. Или он считает, что сможет обмануть Самуила (и Бога?).

15: неповиновение Саула раскрыто, но он ещё будет отпираться. Скот — не просто добыча, которую жалко было уничтожить (обратите внимание на ст. 9 — уничтожено то, что не жалко), но жертвоприношение.

«Господу Богу твоему» — Саул дистанцируется от Бога. Это Господь Самуила, но не его.

19: «бросился» — от глагола jy[i ('ит) — «вопить». Существительное, которое переводится как «хищная птица», — однокоренное с этим словом. Показательно применение этого глагола в 1Цар.14:32. Саул жадно захватывает добычу, он вовсе не думает о жертвоприношении, это становится позднее лишь отговоркой.

22-23: Самуил указывает, что никакое жертвоприношение не может заменить послушание Богу.

24: только после третьего (!) упрёка Самуила Саул признаёт, что он согрешил и послушал гласа народа, а не гласа Бога (ср. его упорное непризнание греха в ст. 20 — «я послушал гласа Господа»).

«я боялся народа» — снова народ играет важную роль. Саул более всего боится народа, а не Бога, поэтому и повинуется его голосу, а не гласу Господа.

Можно увидеть Божественную иронию в том, что Саул пытается быть «демократом» и «популистом», но теряет царство.

25: Саул просит о прощении греха, но не получает его. Сравните с Давидом, который просто исповедует грех перед Нафаном (2Цар. 12:13), ни о чём не просит, но тут же получает прощение. Саул не выглядит раскаявшимся. Он считает, что поступил разумно, не уничтожив лучшее из скота, он собирается принести из этого жертву — что ещё нужно этому Богу Самуила? Более того, похоже, Саула беспокоит не столько грех, сколько перспектива утратить авторитет, престиж: «и воротись со мною». Если Саул придёт к старейшинам и к народу без Самуила, начнутся вопросы: где пророк? почему он не сопровождает царя? и т.п.

30: Саулу важно «сохранить лицо». Опять контраст с Давидом, который «скакал и плясал» перед Господом (перед ковчегом) — 2 Цар. 6. Давид не слишком беспокоится о своём престиже, ему важнее, что думает о нём Бог.

Вопросы:

  1. Прочитайте стт. 3 и 9 (возможно, вы не захотите на этом занятии обсуждать вопрос о том, почему Бог повелел убивать всех, даже детей. Тогда нужно лишь сказать, что Господь повелел не брать никакой добычи, уничтожить весь скот. В этом случае читайте только 9-й стих). Как израильтяне выполнили Божье повеление?
  2. Какими словами Саул встречает Самуила? Почему, как вы думаете, он говорит, что исполнил слово Господа?
  3. Сколько раз Самуилу приходится упрекать Саула, чтобы он признал свой грех?
  4. Какие объяснения даёт Саул своему отступлению от слова Божьего? Выглядят ли они для вас убедительными?
  5. Что отвечает Самуил? С чем он сравнивает непослушание Богу?
  6. Какова главная причина, по которой Саул нарушает повеление Господа? Ст.24.
  7. Когда уже случалось, что народ оказался для Саула важнее, чем Бог? Когда он самовольно приносит жертву.
  8. Обратите внимание, чьим Богом Саул называет Господа? Что, по-вашему, это значит?
  9. Получает ли Саул прощение греха, о котором он просит в ст. 25? Почему, как вы думаете?
  10. Что для Саула важно? О чём он просит Самуила в конце?
  11. Сравните Саула и Христа по их отношению к Богу и к людям. Чьё царство устояло?

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гомилетика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
32 Kb
Скачали:
0