Экономическая оценка вариантов организации строительства производится подрядчиком и по существу является определением эффекта, который он (подрядчик) будет иметь при различных способах организации строительного производства.
Действующие в настоящее время нормативные документы предусматривают в составе проекта, разрабатываемого проектной организацией, наличие раздела ПОС. В тоже время никто и ничто не препятствует подрядчику, после получения тендера на строительство железной дороги, разработать несколько вариантов организации строительства и по показателям экономической эффективности выбрать и осуществить наиболее выгодный для строительной организации. В этом случае, совершенно очевидно, что сметная стоимость железной дороги в целом и по отдельным главам остается неизменной во всех вариантах. Аналогичный вывод следует сделать и в отношении конструктивных решений и расположения трассы железной дороги на местности. При этих условиях нельзя при оценке эффективности вариантов ПОС определить срок окупаемости капитальных вложений. В данном пособии рассматриваются основные вопросы частного случая эффективности участия строительной организации в проекте, а именно при оценке и выборе такого варианта принципиальной схемы организации строительства в соответствии с которым генеральный подрядчик и субподрядчики могут эффективно осуществлять свою строительную деятельность при реализации проекта.
Эффективность вариантов организации строительства формируется в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала реализации проекта до сдачи железной дороги в постоянную эксплуатацию. Расчетный период разбивается на шаги – временные отрезки, в пределах которых производится агрегирование (объединение, суммирование) данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги расчета определяются их номерами (1…m,…..T(m)). Время в расчетном периоде измеряется в долях года, как правило квартал, равный 0,25 года.
Во время строительства инвестор, заказчик, подрядчик и субподрядчики активно взаимодействуют друг с другом, производя оплату за выполненные работы, за материалы, инструмент и оснастку, выплачивая заработную плату и т.п., что создает потоки реальных денежных средств.
Д е н еж н ы й п о т о к - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации варианта, определяемая для всего расчетного периода. На каждом этапе значение денежного потока характеризуется:
- притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
- оттоком, равным платежам на этом шаге;
- сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Для такого потока от строительной деятельности подрядчика по возведению объекта:
- к притокам относятся поступающие от заказчика средства (выручка) за выполненные в соответствии с договором подряда строительные и другие работы, собственные и заемные денежные средства, используемые на возведение объектов строительства, средства от выпуска подрядчиком долговых ценных бумаг (если оно осуществляется), средства в виде имущества, предоставленного подрядчику в аренду (лизинг), средства от продажи основных средств и иного имущества подрядчика, средства от продажи продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе подрядчика, средства от внереализационных доходов и другие аналогичные средства;
- к оттокам относятся затраты на производство и сдачу заказчику строительных и других видов работ, предусмотренных договором на возведение объекта, средства от внереализационных расходов подрядчика и другие аналогичные средства (на выплату дивидендов по акциям предприятия, на возврат и обслуживание займов и т.п.), т.е. производственные издержки и налоги.
При оценке вариантов организации строительства учитывается разновременность денежных потоков путем их дисконтирования.
Д и с к о н т и р о в а н и е м денежных потоков называется приведение их разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения и обозначается через . В качестве момента приведения чаще всего выбирают базовый момент - момент начала строительных работ (начало отсчета времени). В этом случае .
Основным экономическим нормативом, используемым при дисконтировании, является норма дисконта (Е), выраженная в долях единицы или процентах в год.
Дисконтирование денежного потока на шаге времени t осуществляется путем умножения его значения на коэффициент дисконтирования , рассчитываемый по формуле:
(3.1) |
где - момент окончания времени шага «t»; - время начала работ на объекте, ; Е – норма дисконта.
Оценка эффективности осуществляется путем определения системы показателей. В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности организации строительства железной дороги принимается:
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- индексы доходности затрат и инвестиций;
- среднегодовая доходность чистых дисконтированных затрат.
Ч и с т ы м д о х о д о м (другие названия – ЧД, Net, Value, NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период (шаг T).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.