Контактное напряжение
T2=T=455 Нм.
б) Изгибная прочность закрытой передачи.
Число зубьев эквивалентное:
по нему находим коэффициент формы зуба:
Силы в зацеплении
Окружная на колесе , равная осевой на червяке Т2=ТТ
Крутящий момент на червяке:
Нм = ТП:
Окружная на червяке , равная осевой на колесе
Радиальная
Н
Напряжения
МПа< МПа.
5. Расчет цилиндрической зубчатой передачи.
Выбор твердостей. Для стали 45, термообработка улучшение: HB1=300; BH2=270 - твердости шестерни 1 и колеса 2.
5.1. Проектировочный расчет
а) Определение допускаемых напряжений
Число циклов напряжений:
NE=60nt, t=5256.
;
Учет графика нагрузки :
Эквивалентное число циклов:
:
;
Базовое число циклов:
;
Коэффициенты долговечности:
;
;
.
Допускаемые напряжения при коэффициенте безопасности SH=1,1: для шестерни:
для пары -меньшее: МПа.
Изгибная выносливость.
Так как базовое число циклов то коэффициент долговечности
Допускаемые напряжения для односторонней работы зубьев при коэффициенте безопасности SF=1,7:
МПа;
МПа.
б) Расчет межосевого расстояния.
Из расчета на контактную выносливость при
где KU – коэффициент расчетной нагрузки, KH=1,25; U=1,67; T2=TП=22,6 Нм
– коэффициент ширины в долях межосевого расстояния, задаем =0,25, учитывая консольное расположение колеса
мм.
Принимаем стандартное межосевое расстояние с учетом компоновочных условий aW=63 мм.
Ширина зуба колеса:
мм.
b1=15 мм.
Задаем модуль:
мм.
Наименьший угол наклона:
Уменьшим модуль до m=1, увеличим b2=15 мм; b1=20мм.
Суммарное число зубьев:
;
Окончательный угол наклона
Число зубьев:
шестерни
колеса Z2=121-45=76; U=76/45=1,688; AU=1,3%.
в) Геометрические расчеты делительных диаметров:
мм;
мм.
Вершины:
da=d+2m; da1=98,86; da2=81,14.
Впадины:
df=d-2,5m; df1=44,36 мм; df2=76,64 мм.
5.2Проверочные расчеты
а) контактная выносливость.
Коэффициент расчетной нагрузки:
Коэффициент неравномерного распределения нагрузки по ширине венца:
консольное колесо .
Окружная скорость
8-я степень точности;
KV -коэффициент учета динамических нагрузок, KHV=1; при V до 5м/с и 8-ой степени - коэффициент неравномерного распределения нагрузки среди пар зубьев.
Контактные напряжения U=76/45=1,69
МПа
б) Изгибная выносливость.
и коэффициент формы зуба
YF1=3,65; YF2=3,61.
Коэффициент влияния угла наклона:
.
Коэффициент расчетной нагрузки:
.
Аналогично KH находим:
.
Напряжения в зубьях колеса:
,
где силы в зацеплении: окружная
Н;
радиальная:
Н;
осевая:
Н;
для шестерни:
МПа.
6. Проектировочный расчет валов.
По формуле кручения круглого стержня:
МПа.
Быстроходный вал. Крутящий момент:
Нм.
Диаметр концевой части:
мм.
У двигателя d1=24 мм; принимаем у редуктора 20 мм.
под подшипником d=25 мм;
Промежуточный вал:
под подшипником
мм;
диаметр впадин червяка dfl=44,8 мм — принимаем под подшипником d=45 мм; под колесом d=30 мм.
Тихоходный вал:
под подшипником концевая d1=45 мм; под колесом d=55 мм.
мм;
7. Выбор подшипников качения.
Вал В и Т — ставим на радиальных шарикоподшипникам легкой серии; вал П — на радиально-упорных конических ролико-подшипниках ввиду значительной осевой силы. Результаты в таблице:
Таблица 7.1.
Показатель |
Вал |
|||
Б |
П |
Т |
||
Номер |
205 |
7209 |
210 |
|
d |
25 |
45 |
50 |
|
Д |
52 |
85 |
90 |
|
Т |
– |
21 |
– |
|
В |
15 |
19 |
20 |
|
С |
– |
16 |
– |
|
Грузоподъемность: |
Динамическая С |
14000 |
50000 |
35100 |
Статическая С0 |
6950 |
33000 |
19800 |
|
Параметр осевого нагружения е |
– |
0,41 |
– |
|
Коэф-фициент нагрузок |
радиальной Х |
– |
0,4 |
– |
осевой Y |
– |
1,45 |
– |
8. Расчет основных элементов корпуса редуктора
Толщина стенки:
мм.
Фундаментные болты (на лапах)
М16
Крепление крышки -М12.
Ширина фланца крышки- 25 мм.
Толщина Н и ширина лапы К:
мм;
К=3d=48 мм.
Бобышки под подшипники:
Дб=1,25D+10:
Тихоходный вал:
мм.
Промежуточный вал:
мм.
Быстроходный вал:
мм.
9. Выбор и расчет шпоночных соединений.
Шпонки выбираем по диаметру вала (и размеры паза t1t2)
Быстроходный вал:
d=20 мм: .
Длину шпонки назначаем:
мм.
Расчетная длина шпонки:
lp=l-b=25-6=19 мм
Ее проверяем на смятие
МПа
Промежуточный вал:
колесо ступени Б:
Назначаем:
l=d=30; lp=30-8=22:
Тихоходный вал:
концевая часть: d=45 мм. мм - с плоскими торцами.
МПа.
Под колесом шпонка такая же.
10. Расчет долговечности подшипников качения.
10.1. Схема сил, действующих на валы редуктора.
Ось Х — вдоль оси вала.Y Z.
Рассматриваем силы, действующие в двух плоскостях: YOX и ZOX.
10.2. Расчет на долговечность подшипников быстроходного вала.
а) Определение реакции в опорах вала
Плоскость YOX
Плоскость ZOX.
Схема сил симметрична относительно опор, следовательно:
Н;
Равнодействующая реакция в опоре:
Н;
Н;
Н;
FB=0 – плавающая.
Далее рассчитываем опору А как наиболее нагруженную.
б) Расчет приведенной нагрузки (опора А)
Kt – температурный коэффициент, Kt=1 при в подшипнике.
КБ=1,3 — коэффициент безопасности (с графика нагрузки); V=1 - коэффициент вращения при подвижном внутреннем кольце.
Найдем коэффициент радиальной Х и осевой Yнагрузок:
1) — коэффициент осевого нагружения; Fr=RA
2) .
H.
в) Долговечность в часах, n=1430 об/мин.
Н.
10.3. Расчет долговечности подшипников тихоходного вала
а) Расчет реакций в опорах вала
Плоскость YOX
Н
Плоскость ZOX
Н; Н.
Равнодействующая:
б) Приведенная нагрузка (опора А)
1)
2)
Н
в) Расчетная долговечность, n=28,5 об/мин
часов>t.
11. Расчет валов на прочность
11.1. Расчет изгибающих моментов.
Плоскость YOX: Момент под колесом 2 слева и справа:
Нм;
Нм.
Плоскость ZOX: Момент на опоре Б:
Нм
Под колесом 2
Нм
Опасное сечение – опора В: здесь максимальный момент
Нм;
и одинаковые концентраторы, и меньшие моменты сопротивления сечения (хотя под колесом сечение и ослаблено шпонкой).
Эпюры М и Т показаны на рисунке.
11.2. Расчет на усталостную прочность.
Амплитуда и средние напряжения цикла:
МПа – симметричный цикл
МПа – отнулевой цикл
Механические характеристики: сталь 45, НВ 220 min:
Коэффициенты влияния различных факторов на предел выносливости детали:
шероховатость поверхности:
при Ra=2,5 мкм
концентрация от посадки с натягом и масштабный фактор:
Коэффициенты запаса прочности:
S>[S]=2,5
12. Выбор смазочных материалов.
Смазка картерная: зацепление погружением колеса; подшипники разбрызгиванием
Червячная:
Циллиндрическая:
Средняя:
По кинематической вязкости V50 при t=500C, выбираем индустриальное масло И-25А, V50=24…27 мм2/с.
Литература.
1. Гузенков П.Г. Курсовое проектирование по ДМ и ПТМ. М., 1990
2. С.А. Чернявский. Курсовое проектирование ДМ. М., 1988
3. Д.Н. Решетов. Детали машин. М., 1989
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.