ВЛИЯНИЕ ПОДУКЛОНКИ И ШИРИНЫ КОЛЕИ НА ИЗНОС РЕЛЬСОВ
, докт. техн. наук, , , кандидаты техн. наук, , инженер
Несколько лет кафедра «Путь и путевое хозяйство» СГАПС (НИИЖТа) изучала взаимосвязь параметров пути с интенсивностью изнашивания рельсов в кривых. Наибольшее внимание при этом уделяли ширине колеи и подуклонке рельсов. Наблюдения проводили на участках Западно-Сибирской, Кемеровской и Восточно-Сибирской дорог со сложным планом и профилем.
Проанализировали результаты измерений на 22 кривых радиусом от 300 до 1000 м. Грузонапряженность там от 33 до 106 млн.т-км/км брутто в год, осевая нагрузка от 78 до 225 кН. Рельсы типа Р65 объемнозакаленные длиной 25 м, шпалы деревянные, 2000 шт./км, скрепление костыльное, балласт асбестовый и частично щебеночный.
Износ определяли по профилограммам, снимаемым игольчатым профилографом в пяти сечениях каждого рельса кривой: в 1,5 м от принимающего и отдающего концов, через 11 шпальных ящиков от этих сечений и в середине рельсов. На некоторых опытных участках профилограммы получали в сечениях, расположенных через 1 м один от другого. Кроме того, измеряли ширину колеи, возвышение наружного рельса и подуклонку рельсов с помощью шаблона ЦУП и линейки системы Д.А.Акользина.
Очертания головок рельсов затем совмещали с профилем нового рельса Р65 и специальным шаблоном находили вертикальный и боковой износы, углы наклона касательной к поверхности катания и боковой рабочей грани головки. С помощью планиметра устанавливали площадь износа головки рельса. Все эти данные, собранные в одних и тех же сечениях рельсов за 1,5—2,0 года, позволили проследить закономерность и характер из
менения износа в процессе эксплуатации пути.
Для определения наиболее изнашиваемой рабочей части головки поперечный профиль рельса на каждой профилограмме разбивали на 6 зон, для каждой из которых узнавали площадь износа и его интенсивность (рис. 1). Обобщенные данные об изнашивании различных зон головки в зависимости от пропущенного тоннажа свидетельствуют о том, что до пропуска примерно 40 млн. т груза наиболее частому воздействию колес подвергаются зоны округления головки рельсов и боковой грани. При этом интенсивность износа поверхности катания в 5-й зоне снижается. К моменту пропуска 60—90 млн. т груза в этой зоне она резко увеличивается, а в 1-й и 2-й зонах заметно уменьшается, что говорит о смещении места наиболее частого соприкосновения колес и рельсов ближе к округлению головки. При пропуске около 100 млн. т груза наибольшее количество циклов воздействия колес вновь приходится на 1-ю зону, т.е. на боковую рабочую грань. При этом изменяются угол ее наклона, угол наклона поверхности катания и радиус округления головки.
Для анализа изменения формы головки рельсов Р65 по профилограммам определяли также ординаты точек поверхности головки в 15-и сечениях по схеме, показанной на рис. 2. Затем по ординатам в зависимости от пропущенного тоннажа Т устанавливали связь линейного вертикального износа вида у = аТ + Ь, вычисляли параметры линейной регрессии а и и и выборочный коэффициент корреляции г. В таблице приведены эти данные для кривых радиусом 296—301 м, расположенных на подъемах и спусках уклоном 15—16%о высокогрузонапряженного направления.
Анализ показал, что быстрее изнашиваются зо ны округления и боковой рабочей грани (сечения 9—15), особенно в начальный период работы рельсов, что
Номера сечений |
Уклон пути |
|||||
Спуск |
Подъем |
|||||
г |
а |
b |
г |
а |
b |
|
1 |
0,995 |
0,0270 |
-0,153 |
0,883 |
0,0230 |
-0,212 |
2 |
0,996 |
0,0307 |
-0,139 |
0,984 |
0,0278 |
-0,051 |
3 |
0,991 , |
0,0245 |
0,322 |
0,956 |
0,0296 |
0,0407 |
4 |
0,952 |
0,0326 |
0,526 |
0,955 |
0,0316 |
0,236 |
5 |
0,994 |
0,0345 |
0,816 |
0,998 |
0,0374 |
0,139 |
6 |
0,980 |
0,0368 |
0,868 |
0,959 |
0,0359 |
0,391 |
7 |
0,994 |
0,0410 |
0,895 |
0,956 |
0,0375 |
0,513 |
8 |
0,968 |
^-0,0425 |
1,125 |
0,932 |
0,0325 |
0,904 |
9 |
0,957 |
0,0368 |
1,672 |
0,903 |
0,0351 |
0,820 |
10 |
0,980 -- |
0,0559 |
1,112 |
0,958 |
0,0472 |
0,807 |
11 |
0,986 |
0,0531 |
1,193 |
0,981 |
0,0497 |
1,114 |
12 |
0,980 |
0,0537 |
1,434 |
0,972 |
0,0562 |
1,128 |
13 |
0,993 |
0,0775 |
0,608 |
0,960 |
0,0686 |
0,817 |
14 |
0,989 |
0,0886 |
0,376 |
0,941 |
0,0655 |
1,271 |
15 |
0,952 |
0,1032 |
-0,153 |
0,988 |
0,0707 |
1,228 |
Примечание. Задаваясь пропущенным тоннажом, по уравнениям регрессии можно определять ординаты поверхности головки для построения профиля рельса.
приводит к изменению угла наклона боковой грани от 90° до 65—66' при вертикальном износе рельса 8—10 мм. По мере нарастания износа радиус округления головки увеличивается до 30—40 мм, а при вертикальном износе более 6—8 мм этот радиус вновь несколько уменьшается.
В результате более интенсивного износа рельсов в сечениях, прилегающих к зоне скруг-ления головки, поверхность катания приобретает уклон внутрь колеи. Причем наиболее быстро он возрастает до пропуска примерно 40 млн. т груза, достигая 1/15—1/18. Затем к моменту пропуска примерно 90—100 млн. т груза уклон почти не изменяется, а в дальнейшем опять начинает несколько расти. Одновременно с этим происходит постепенная разуклонка рельсов под действием значительных боковых сил на наружную нить и интенсивного врезания наружной кромки подкладки в шпалу. Поэтому истинную подуклонку, согласно ранее выполненным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.