Министерство образования и науки РФ
Новосибирская государственная Академия Экономики и Управления
по дисциплине Конституционное право РФ
на тему: Проблемы правового регулирования института политических партий в РФ
группы Ю-22
Научный руководитель
cтарший преподаватель кафедры государственно-правовых наук
Новосибирск, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕРЕЗ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ 5
1.1. Понятие и особенности политических партий 5
1.2. Классификация политических партий 8
1.3. История развития многопартийности в России пореформенного периода 9
ГЛАВА II. ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ 11
2.1. Правовой статус института политической партии 11
2.2. Институт политической партии 13
2.2.1. Общие положения 13
2.2.2. Создание и регистрация 18
2.2.3. Внутреннее устройство. Права и обязанности 20
2.2.4. Взаимоотношение партий с государством. Финансирование 21
2.2.5. Участие в выборах и референдумах 25
2.2.6.Приостановление деятельности, реорганизация и ликвидация 26
ГЛАВА III. СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ 27
3.1. Обзор судебной практики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Одной из важнейших категорий прав, которой обладает человек, являются его политические права. Эти права могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т.е. негосударственных, объединений, важнейшим из которых является – возможность создания политических партий.
Политические партии являются особым институтом. Они вырабатывают и формируют национальную политику, мобилизуют ресурсы на ее осуществление, принимают решения по ее реализации и обеспечению. Политические партии осуществляют активную деятельность, открыто конкурируют в борьбе за голоса избирателей, за политические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими политических курсов и программ, стремятся решающим образом влиять на осуществление государственной власти.
Правовое положение политических партий и их конституционный статус определяется конституцией и законами о политических партиях.
В условиях тоталитарного социализма в нашей стране, начиная с Конституции СССР 1936г., нормы, относящиеся к партиям, присутствовали в основных законах. Преимущественно, они имели односторонний характер: речь шла, по существу, об одной партии – ВКП(б) ( с октября 1952г. – КПСС), ее руководящей и направляющей роли в обществе и государстве. Однако, толкование ст. 126 Конституции СССР теоретически не исключало существование других партий. Провозглашавшаяся ст.126 свобода объединения устанавливала, что передовые граждане страны объединяются в коммунистическую партию, непередовые и менее сознательные, следовательно, могут создавать другие партии. Положения о руководящей роли коммунистической партии были повторены в конституциях РСФСР и присутствовали в ней вплоть до кардинальных изменений Основного закона России в конце 80-х – начале 90-х годов.
На сегодняшний день, вопросы, связанные с правовым регулированием института политической партии в России, являются очень актуальными, потому как в этой сфере возникает множество проблем, которые требуют решения.
В первую очередь, возникает проблема с определением конституционно-правового статуса института политической партии в РФ.
Так, в Конституции Российской Федерации 1993г. (которая обладает высшей юридической силой и является основным законом нашего государства) не содержится положений о политических партиях, за исключением постулирования принципа многопартийности (ст.13). Данная статья регулирует основы правового положения общественных объединений (разумеется, эти положения относятся и к партиям, как особой разновидности общественных объединений), используя негативную формулировку: «Запрещается создание и деятельность общественных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.