Тема 1: Введение в менеджмент
1. Основные понятия менеджмента
2. Место менеджмента среди научных дисциплин
3. Цели и задачи менеджмента
4. Актуальность дисциплин «Основы менеджмента»
I
Современно понимание менеджмента заключается в управлении людьми, а через них в управлении процессами и явлениями.
Цель дисциплины «Основы менеджмента»:
1. Освоение теоретических знаний и приобретение практических умений в управлении деятельности
Задачи дисциплины «Основы менеджмента»:
1. Изучение теории и истории менеджмента
2. Изучение современных достижений и находок в теории практического менеджмента
3. Освоение практических умений в решении управленческих задач
4. Обучение творческому подходу и решению управленческих задач
Виды менеджмента:
1. Финансовый
2. Инвестиционный
3. Стратегический
4. Производственный
5. Инновационный
Междисциплинарные связи:
1. Маркетинг и финансы
2. Психология и социология
3. Политология и статистика
4. Логистика и ОЭТ
II
Категории дисциплины основы менеджмента:
1. Управление
2. Руководство
3. Собственно менеджмент
4. Самоуправление
5. Лидерство
6. Вождизм
7. Администрирование
8. Организация
9. Коллектив
Управление – скоординированные мероприятия для достижения определенных целей.
Руководство – управление людьми для достижения определенных целей
Менеджмент – управление, управление в социальных и экономических сферах
Управление относится к сфере государственной власти, а менеджмент относится к экономической и производственной сферах
Менеджер – человек, управляющий экономической и социальной сферами
III
Управление (система)
Управляющая Управляемая
(субъекты) (объекты)
Организация – совокупность материальных объектов и коллектива людей, объединенных определенной целью
Коллектив – сообщество людей, работающих в одной организации
Лидерство – отношение доминирования и подчинения
Лидерство
Традиционные концепции Современные концепции
1. Личностная 1. Атрибутивная
2. Поведенческая 2. Харизматическая
3. Ситуационная 3. Реформирующая
Личностная – основана на личности, качества субъекта и объекта
Поведенческая – Распределение обязанностей, требования, поощрения, критика
Ситуационная – в зависимости от ситуации
Вождизм – политическое лидерство
Сферы применения категории управления
Сферы применения |
Управление |
Руководство |
Менеджмент |
Лидерство |
Вождизм |
Политическая |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Социальные процессы |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Технология производства |
+ |
- |
+ |
- |
- |
Технические системы |
+ |
- |
+ |
- |
- |
IV
Задачи современного менеджера:
1. Делать интересной свою профессиональную жизнь
2. Делать интересной профессиональную жизнь подчиненных
3. «Сделать деньги»
4. Сделать свою личную жизнь
ТЕМА 2: Развитие теории и практики менеджмента.
1. Развитие менеджмента как науки
2. Школа научного управления
I
Научные школы и подходы к системе управления
Годы |
Научные школы и подходы |
Представитель школы |
Главные принципы системы управления |
1911 - 1916 |
Школа научного управления |
Тейлор и Гант |
Новая ментальность Научно продуманные рабочие задания Научный отбор персонала Индивидуальное стимулирование, единоначалие Графики Ганта |
Середина 50х |
Японская школа менеджмента |
------------------------------ |
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности (пожизненный наем) 2. Гласность и ценности корпорации 3. Управление, основанное на информации 4. Управление, ориентированное на качество 5. Постоянное присутствие руководства на производстве 6. Поддержание чистоты и порядка 7. Концепция непрерывного обучения |
1916 - 1920 |
Административная школа |
Генри Форд, Анри Файоль |
Разделение труда, единовластие, стимулирование, конвейер |
1940 - 1960 |
Школа человеческих отношений (поведенческая) |
Мэри Фоллетт, Абрахам Маслоу |
Улучшение человеческих отношений, иерархия потребностей, сплоченность, ненавящевое руководство |
1956 - 1970 |
Школа количественных методов |
Л. В. Контарович, В. В. Новожилов |
Оптимальное распределение сырья, принцип соизмерения затрат и результатов |
Основоположники зарождение теории менеджмента:
1. Адам Смит (экономист) – разделение труда
2. Роберт Оуэн (экономист, управляющий текстильной промышленностью) – ввел ряд экономических и социальных новинок:
Социальные:
А) Служебное жилье
Б) Бесплатное образование для детей рабочих
В) Открытие магазина на территории предприятия, где продукты продавались по с/с
Экономические:
А) Сокращение рабочего дня (с 14ч до 12ч)
Б) Запрет на работу детям до 10 лет
В) Строгое слежение за чистотой на рабочем месте
Г) Борьба с пьянством
Этапы развития менеджмента:
1. (до 1881 года): 9-7 в до н э. – переход от собирательства к производству
2. (1881 – 1911г.г.) Это этап, когда люди стали понимать, что управление влияет на результаты хозяйственной деятельности
3. (1911 – 1916г.г.) - Возникновение научного менеджмента
4. (1916 – 1920г.г.) – развитие функционального менеджмента
5. (1920 – 1930(начало)г.г.) – внедрение социального менеджмента
6. (1933 – 1938г.г.) – в Гарвардской школе бизнеса в программу обучения были включены курсы по менеджменту
7. (1945 – 1950(начало)г.г.) – менеджмент занимал центральное место в социальной и экономической конструкции после ВОВ
8. (Середина50х годов) – японская школа менеджмента
9. (60е годы) – менеджмент признают во всем мире, в том числе и в развивающихся странах
10. (70е годы) – использование в менеджменте следующих наук:
1. Психология
2. Социология
3. Политология и т.д.
11. (с 80х до «наши дни») – приобщение к менеджменту стран бывшего соц. Лагеря
II
Представитель школы научного управления (предприниматель, управляющий) – Фредерик Тейлор (1856 – 1915).
В 1910 году он создал «Общество пропаганды научного менеджмента» и 1911 году выпустил книгу: «управление фабрикой», в которой изложил теорию и практику научного управления.
Тейлор предложил 4 принципа:
1. Новая ментальность – рабочий, менеджер и управляющий должны осознать единство цели (процветающее предприятие).
2. Научно продуманные рабочие задания – разделение труда, хронометрирование работы.
3. Научный отбор персонала – необходимо выявить качества у рабочего, которые соответствуют его работе.
4. Индивидуальное стимулирование – премии, поощрение.
Генри Гант (1861 – 1919) – «Графики Ганта»: стимулирование рабочих, планирование, контроль. Он ввел ряд технических новшеств, которые были им запатентованы.
III
Административная школа
Представитель:
Анри Файоль (1841 – 1925 г.г.) – главный труд: «Общее и промышленное управление»(1916). В этой книге он сформулировал 14 признаков, которые впоследствии стали называться Административный менеджмент:
1. Организация труда
a. Разделение труда: «Оно позволяет производить больше и лучше при тех же условиях»
b. Дисциплина
c. Порядок (у каждого работника должно быть свое место)
d. Инициатива
e. Стабильность состава персонала
2. Механизм власти
a. Власть: «Право отдавать распоряжение и требовать их выполнение»
b. Единство распорядительства: «Подчиненный должен получать приказы только от одного начальника»
c. Централизация: «Принятие окончательных решений должно быть
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.