Основные понятия дисциплины «Русский язык и культура речи». Рабочие материалы для студентов заочного факультета

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПГУПС

Кафедра «Русский язык»

Основные понятия дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Рабочие материалы для студентов заочного факультета

Санкт-Петербург

2010

Рабочие материалы включают в себя лекционный материал по вводному курсу «Русский язык и культура речи», акцентологический минимум, иноязычную лексику, паронимы. Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения.

Рецензент: , кандидат филологических наук, доцент.


Состояние современного языка, обозначаемое понятием «национальный язык», определяется конкретным составом компонентов, входящих в него.

Современный русский язык представлен рядом разновидностей, находящихся в сложном взаимодействии. Все эти разновидности (части) обеспечивают взаимопонимание всего населения, составляют единый национальный русский язык.


С образованием национального языка связывают высший этап в развитии функциональных систем языка. Понятие высшего этапа определяется не всем национальным языком, а главным образом одной его формой – национальным литературным языком. Помимо литературного языка в состав национального языка входят так называемые нелитературные формы языка. К таким формам традиционно относят просторечие, диалекты и жаргоны. Своеобразный переплав этих элементов можно видеть в языке художественной литературы, притом что основные эстетические задачи решаются средствами литературного языка.

Просторечие встречается в речи малообразованного городского населения, составляет устную некодифицированную сферу коммуникации – народно-разговорный язык.

Просторечие, в отличие от диалектов и жаргонов, - общепонятная для носителей национального языка речь.

Термин «просторечие» введен Д.Н. Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами».

Носителями просторечия являются горожане разной возрастной категории, не имеющие  достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем.

Бытовая речь малограмотных людей удачно имитируется во многих художественных произведениях: в рассказах А.П. Чехова («И ейной  харей в мою морду тыкает». («Ванька»)), М. Зощенко («А пёс её разберетмамаша или папаша».  («Гримаса НЭПа»); «- Ложи – говорю, - взад \ - А она испужалась, открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять». («Аристократка»)), в песнях В. Высоцкого («ой, Вань, гляди, какие карлики! / В джерси одеты, не в шевьёт, / На нашей пятой швейной фабрике / Такое вряд ли кто пошьет. («Разговор у телевизора»)).

На фоне литературного языка просторечие выявляется на всех уровнях:

1.  произношение (седня, транвай, калидор);

2.  ударение (прóцент, мóлодежь, средствá, звóнишь, хозяевá, нáчать, ходатáйствовать, махáзин);

3.  лексика (вскорости, ложить, обратно, напополам, по телевизеру);

4.  грамматика (местов, текёт, хочут, выборá, инженерá, шоферá, тапочек, ездием).

Просторечие характеризуется оттенком упрощения, сниженности, грубоватости. Оно часто используется в литературных произведениях и разговорной речи как экспрессивные элементы, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы (башка – голова, пузо – живот, облапошить – обмануть, шарахнуть – ударить, дрыхнуть – спать, драпануть – убежать); («Они хочут свою образованность показать», «Кажинный раз на этом месте»).

Диалект(от греч. разговор, говор, наречие) – разновидность общенационального языка, употребляется сравнительно ограниченным

Похожие материалы

Информация о работе