Социометрическое исследование в старших группах проводилось в октябре 2010/2011 учебного года.
Основная цель данного исследования: изучение особенностей межличностного взаимодействия в группе детей, выявление благоприятных и неблагоприятных социометрических статусов, разработка рекомендаций по результатам обследования.
Ход исследования: с каждым ребенком индивидуально проводилась беседа, результаты которой фиксировались в протоколе. Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Представь, пожалуйста, что завтра наступает День твоего рождения. Твои родители разрешили, чтобы ты пригласил к себе в гости трех детей из своей группы. Кого бы ты хотел пригласить?». Ребенок давал ответ, а затем ему предлагалось мотивировать собственные выборы.
После окончания исследования полученные данные были обработаны. Результаты социометрического исследования в группе № 4:
В исследовании приняло участие 22 ребенка из 24. Отсутствовали – Балуха Даша и Касперович Сергей.
Социометрический статус детей:
1 статусная категория «звезды» - 4 ребенка (17 %),
2 статусная категория «предпочитаемые» - 8 детей (34 %);
3 статусная категория «принятые» - 10 детей (41%)
4 статусная категория «изолированные» - 2 ребенка (8 %).
Самая яркая «звезда» группы – Мартынчик Саша, который получил 9 (!) выборов.
Таким образом, благоприятные статусные категории («звезды» и «предпочитаемые») выявлены у 12 детей группы (50%), неблагоприятные также у 12 детей (50%). То есть в группе средний уровень благополучия отношений.
Коэффициент взаимности показывает отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов: КВ = взаимные выборы/общее число выборов = 22/66= 0,33х100% = 33% - показатель высокого уровня взаимности. Таким образом, коэффициент взаимности высокий, т.к. бОльшая половина детей (17 человек из 22) имеют взаимные выборы.
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями – процентное соотношение детей, имеющим взаимные выборы к общему числу детей: 17 / 22 х 100 % = 77 %, т.е. это высокий показатель удовлетворенности взаимоотношениями.
Индекс изолированности - процент членов группы, оставшихся без единого выбора. Данное исследование показало, что 2 детей не получили ни одного выбора. Однако необходимо отметить, что дети давно не посещали дошкольное учреждение. Известно, что дети со временем забывают об отсутствующих сверстниках, особенно если последние уже длительное время не посещали детский сад.
Мотивация социометрических выборов отличается разнообразием. Все перечисленные мотивы можно распределить на 4 типа:
1 тип - общая положительная оценка сверстника («потому что он хороший») – 18 выборов (27%);
2 тип – выделение какого – либо положительного качества (нравственного, качество внешности, др. – напр. «У нее красивое лицо», «Он никого не обижает» и т.д.) – 15 выбора (22%);
3 тип – интерес к совместной деятельности (напр. «Мы с ним вместе строим классные дома», «Потому что мы любим играть в футбол» и т.д.) – 8 выборов (12%);
4 тип – «дружеские отношения» - 25 выборов (43%).
Таким образом, чаще всего в данной группе дети мотивировали свои выборы дружескими отношениями. Самый редкий показатель – интерес к совместной деятельности.
Показатели половой дифференциации отношений в данной группе достаточно высокие: девочки – 24 выбора своего пола (80%) и 6 выборов противоположного (20%). Мальчики – 33 выбора своего пола (91%) и 3 выбора противоположного пола (9%).
ВЫВОД по результатам социометрического исследования в группе № 4:
Полученные в ходе исследования данные указывают на наличие в данной группе средних по показателям благополучия взаимоотношений. Отмечен очень высокий коэффициент взаимности, т.е. практически все дети удовлетворены отношениями со сверстниками. Но необходимо отметить, что в данной группе очень высокий показатель половой дифференциации – дети, главным образом, общаются и играют со сверстниками своего пола.
Коэффициент взаимности высокий, что указывает на высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями.
Группа № 10
Социометрический статус детей:
1 статусная категория «звезды» - 3 ребенка (14%) – Тимофей Жебет, Ульяна Занько, Равинчик Егор.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.