Социометрический статус детей. Статусные категории, взаимоотношения, индекс изолированности, страница 2

2 статусная категория «предпочитаемые» - 10 детей (43%) – Леша Желенговский, Вадим Карака, Егор Лазавик, Ксюша Романович, Маша Крисюк, Катя Мирная, Маргарита Слыш, Маргарита Задоля, Настя Крестьянович, Аня Хозяенко;

3 статусная категория «принятые» - 10 детей (43%) – Саша Булдаков, Саша Войтешонок, Матвей Доморад, Хамлыков Ваня, Паша Витушко, Юля Фешина, Даша Аладко, Вадим Жарский.

4 статусная категория «изолированные» - 2 ребенка (10%) – Антон Петровский и Артем Карпека, которые в день исследования отсутсвовали.

Таким образом, благоприятные статусные категории («звезды» и «предпочитаемые») выявлены у 13 детей группы (57%), неблагоприятные у 10 детей (43%). То есть в группе средний уровень благополучия отношений, т.к. показатели «благоприятных» и «неблагоприятных» статусных категорий отличаются в незначительной степени.

Коэффициент взаимности показывает отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов: КВ = взаимные выборы/общее число выборов = 20/69 = 0,289 х 100% = 29%. Таким образом, коэффициент взаимности средний.

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями – процентное соотношение детей, имеющим взаимные выборы к общему числу детей: 14/23х100 % = 0,608 х 100% = 61%, т.е. уровень удовлетворенности взаимоотношениями высокий.

Индекс изолированности в группе равен нулю, т.к. изолированных детей в результате исследования  выявлено не было.

Мотивация социометрических выборов разнообразна. Все перечисленные мотивы можно распределить на 4 типа:

1 тип  - общая положительная оценка сверстника («потому что он хороший») – 3 выбора (4%);

2 тип – выделение какого – либо положительного качества (нравственного, качество внешности, др.  – напр. «У нее красивое лицо», «Он никого не обижает» и т.д.) – 26 выборов (38%);

3 тип – интерес к совместной деятельности (напр. «Мы с ним вместе строим классные дома», «Потому что мы любим играть в футбол» и т.д.) – 15 выборов (22%);

4 тип – «дружеские отношения» - 25 выборов (36%).

Таким образом, чаще всего в данной группе дети мотивировали свои выборы выделением какого-либо положительного качества (у девочек предпочтение отдавалось внешним качествам, у мальчиков показателями силы и нравственными качествами «не дерется», «защищает меня») и дружеским отношением. Самый редкий показатель – общая положительная оценка.

Показатели половой дифференциации отношений в данной группе достаточно высокие: девочки – 19 выбора своего пола (63%) и 11 выборов противоположного (27%). Мальчики – 34 выбора своего пола (87%) и 5 выборов противоположного пола (13%).

ВЫВОД по результатам социометрического исследования в группе № 11:

Полученные в ходе исследования данные указывают на наличие в данной группе благополучных взаимоотношений. Но в данной группе невысокий показатель удовлетворенности детьми своими взаимоотношениями (небольшое количество взаимных выборов). Важно, что в группе нет изолированных социометрических статусов.

ОБЩИЙ ВЫВОД:

В основе эффективного межличностного взаимодействия лежит наличие у ребенка качеств, благодаря которым он может общаться с другими людьми, сверстниками. Детям старшего дошкольного возраста для дальнейшего успешного обучения в школе необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Поэтому социометрическое исследование особенно важно в старшем дошкольном возрасте, т.к. оно позволяет выявить детей с проблемами в сфере общения, не имеющими навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, мы видим, что более благополучная ситуация в области межличностных отношений между детьми сложилась в группе № 4– здесь показатели удовлетворенности и взаимности выборов на порядок выше, чем в группе № 10. Необходимо  учесть, что,  по мнению психологов, оптимальное количество детей дошкольной группы для создания эффективной социально – психологической сферы общения – это 12 - 15 детей. В нашем дошкольном учреждении в каждой группе старшего дошкольного возраста  более 20 детей, что создает определенные трудности, т.к. в таком детском коллективе неминуемо происходит разбивка детей на подгруппы, которые между собой не всегда ладят.