Развитие процессов интернационализации усиливает взаимосвязи и взаимную зависимость национальных экономик. Совместная экономическая деятельность самостоятельных (суверенных) государств порождает необходимость совместного руководства, регулирования и финансирования этой деятельности. Государство и его органы давно уже начали участвовать в регулировании международных экономических отношений, используя первоначально средства и инструментарий национальной экономической политики. Однако по мере того как усиливается дифференциация в развитии стран, у них, естественно, формируются разные цели и задачи. Возникает необходимость в координа-ции их деятельности, направленной на позитивное воздействие на национальные экономики, региональные и международные процессы. Для того чтобы такое воздействие было эффективным, государства как минимум должны признавать обязательными для исполнения совместно разработанные мероприятия по регулированию экономических процессов. С этой целью субъектами международных отношений (национальными государствами) были приняты (созданы) международные правовые нормы, т.е. правила поведения, которые признаются юридически обязательными всеми субъектами международного права. Известны два основных способа создания международных правовых норм:
- формирование международных обычаев;
- заключение международных договоров.
Международный обычай – это единообразные правила осуществления операций, которые создаются практикой, постепенно закрепляются и признаются государствами международной правовой обычной нормой. Для закрепления существования обычая не надо создавать специальные органы, заключать соглашения и договоры. Достаточно односторонних действий государств (заявлений глав правительств, внутренних законодательных и нормативных актов и т.д.) или решений уже существующих международных организаций. Некоторые из международных обычаев применяются большинством стран мира, при этом они признают статус международных обычаев более высоким по отношению к нормам национального права. Чаще всего они касаются международной деятельности финансово-кредитных институтов: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; Унифицированные правила по инкассо; Унифицированные правила по договорным гарантиям и т.д.
Унифицированные правила и обычаи создают определенный порядок, но они играют весьма ограниченную роль в области регулирования международных экономических отношений. Для целей регулирования государства договариваются о создании специальных органов, а международные правила и обычаи являются благоприятной почвой для этого. В настоящее время регулирование международных экономических отношений осуществляется на основе международных договоров и решений международных организаций или международных экономических конференций. Международная организация – институт, созданный на основе международных соглашений в целях регулирования международных отношений, в том числе экономических (торговых, валютно-кредитных, финансовых). Международные организации стали полноправным субъектом международных экономических отношений, а их деятельность - важнейшей формой международного сотрудничества.
Классификация международных организаций разнообразна и зависит от выбранного критерия. Так, по характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные. Межгосударственные организации учреждаются на основе межгосударственного договора для достижения общих целей:
· изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений;
· обеспечение стабилизации валют;
· содействие устранению торговых барьеров;
· выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу.
Заметный рост международных организаций как межправительственных, так и неправительственных, наблюдается после окончания второй мировой войны, так как в этот период назрела потребность в многостороннем регулировании международных экономических отношений. Появились глобальные проблемы, которые и решать необходимо на глобальном уровне:
· для развития и стимулирования мирохозяйственных связей необходимо устранение барьеров на пути движения потоков товаров, услуг и капитала, координация правовых режимов в области торговли и инвестиций;
· транснационализация бизнеса требует согласованного совместного управления предпринимательской деятельностью;
· для согласованной экономической политики необходима разработка универсальных (унифицированных) методов регулирования цен, налогов, кредитов и прочее, а также унифицированной правовой основы регулирования, принципов разрешения споров и конфликтов и методов принятия управленческих решений.
Реализацией этих глобальных задач занимаются международные экономические организации соответствующего профиля и компетенции. Фактически государства передают отдельным международным организациям полномочия принимать решения и действовать в определенных сферах. Государства, участвующие в создании международной организации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.