Для каждой страны, участвующей в мировой торговле, можно выделить два направления торговых потоков: экспорт – продажа товаров и услуг резидентами данной страны иностранцам; импорт – покупка товаров и услуг резидентами определенной страны у иностранцев. Резиденты – все установленные единицы (люди, фирмы), постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их гражданства или принадлежности капитала. В определениях импорта и экспорта акцент делается на людях (фирмах), ведущих торговлю, а не на месте, где она происходит. Экспорт и импорт рассчитываются каждой страной в натуральных и стоимостных показателях. Разность стоимостных объемов экспорта и импорта называется торговое сальдо (баланс), которое может принимать как положительное, так и отрицательное значение. Внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта. Торгуемые товары – т.е., которые могут передвигаться между странами, которыми страны могут обмениваться, торговать. Неторгуемые товары – те, которые потребляются в той же стране, где производятся, и которые не могут участвовать в международной торговле. Граница между торгуемыми и неторгуемыми товарами подвижна. Развитие и внедрение достижений НТП, новые виды транспорта, условий хранения и транспортировки товаров сделали возможным перевод многих неторгуемых товаров в группу торгуемых.
Торговые отношения между странами приводят к формированию мирового рынка, который имеет определенные отличия от националь-ных (внутренних) рынков:
- на мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары;
- действуют мировые цены, которые могут существенно отличаться от внутренних цен;
- он в большей степени подвержен монополизации;
- решающее значение для объемов и условий международной торговли могут оказать не экономические, а политические факторы;
- расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой валюте.
Современная
мировая торговля быстро растет, меняются ее товарная структура и участники.
Особенно высокими темпами растет мировой товарооборот во второй половине XX-го века. Мировая торговля
стран растет быстрее, чем производство в 1,7 – 2 раза (табл. 5), а внешняя
торговля стран - быстрее, чем их внутренняя экономика, что
проявляется, в частности, в росте экспортной квоты: для всего мира в среднем экспортная квота составляла в 1900 г. 9,7
%, в 1960 г. -
10,5 %,
в 2000 г. - 19
%, а в 2005 г. – 20,6 %.
Таблица 5
Темпы прироста
мировой торговли
и ВМП (валового мирового продукта), %
Показатель |
1987-1996 |
1997-2006 |
Торговля |
6,5 |
6,6 |
ВМП |
3,3 |
3,9 |
Источник: World Economik Outlook. April 2005, IMF
В мировой торговле произошло увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. В 2000 г. доля продукции обрабатывающей промышленности достигла в мировом экспорте 75 %, из которых 40 % приходится сегодня на продукцию отраслей высоких технологий. Расширение мировой торговли этими товарами стимулирует обмен услугами. На ускоренный рост торговли услугами оказывают влияние также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное разви-тие») и научно-технический прогресс в мире. В 2005 г. мировой экспорт услуг составил 2,5 трлн. долл. против 155 млрд. долл. в 1975 г. или 20 % мировой совокупной торговли товарами и услугами. Лидерами в международной торговле остаются развитые страны, на которые приходится почти 75 % мирового экспорта продукции высоких технологий. В последнее десятилетие отмечается усиление позиций новых индустриальных стран (НИС) из числа развивающихся (Филиппины, Малайзия, Сингапур и др.). Из стран с переходной экономикой наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Россию, хотя их доля в международной торговле остается весьма незначительной и не превышает 4 %.
Развитие международной торговли тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций.
Внешнеторговая политика государства – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Две основные тенденции в развитии внешнеторговой политики:
- протекционизм - защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции и одновременно экспансионистская политика в отношении новых рынков. Эта политика предполагает использование специальных инструментов – тарифных и нетарифных;
- либерализм или свобода торговли - снижение или полное устранение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.