Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МАТЕРИАЛЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология»
по направлению подготовки 040400 «Социальная работа»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Разработчики:
к.пс.н., доцент |
|
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
к.пс.н. |
|
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
к.пс.н., доцент |
|
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Старший преподаватель |
|
(ученая степень, звание) (Ф.И.О.) (подпись)
Санкт-Петербург
2011 г.
Структура материалов для работы студентов
1. Вопросы к итоговому контролю знаний
1. Общая характеристика психологии как науки.
2. Связь психологии с естественно-научными дисциплинами. Место психологии в системе гуманитарных дисциплин.
3. Структура и отрасли психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.
4. Научная и житейская психология.
5. Основные этапы истории развития психологического знания.
6. Краткая характеристика основных направлений в современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, экзистенционально-гуманистическая психология, отечественная психология.
7. Методы психологического исследования.
8. Этика психологического исследования.
9. Методы психологического воздействия.
10. Понятие о психике и психическом отражении.
11. Функции и структура психики.
12. Основные виды психических явлений (процессы, состояния, свойства).
13. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
14. Психофизическая проблема: феномены и решения.
15. Сознание и психика.
16. Неосознаваемые явления в психике.
17. Строение и функционирование познавательной сферы психики. Понятие о внимании, его видах и закономерностях функционирования.
18. Ощущения как психический процесс: физиологические основы, виды и свойства ощущений.
19. Восприятие: свойства, виды и закономерности равзития.
20. Общее понятие о памяти, ее видах, процессах и функциях.
21. Представление и его основные характеристики.
22. Воображение: функции и механизмы воображения.
23. Мышление как процесс: общая характеристика, этапы мыслительного процесса, формы характеристика и вопросы развития.
24. Речь: общая и речевая деятельность.
25. Интеллект как интегративная система познания.
26. Общая характеристика мотивационной сферы. Роль мотивации в поведении и деятельности.
27. Общая организация мотивационной сферы. Основные виды мотивационных явлений (мотивация, потребности, мотивы, цели, установки).
28. Потребности. Классификации потребностей.
29. Мотивация и личность. Развитие мотивационной сферы.
30. Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.
31. Разновидности эмоциональных явлений. Эмоциональные состояния.
32. Характеристика и виды чувств. Высшие чувства.
33. Эмоции и мотивация. Эмоции и познание.
34. Понятие воли. Волевая регуляция деятельности.
35. Волевые свойства личности. Воспитание и самовоспитание воли.
36. Уровни психологического изучения человека: индивид – субъект – личность – индивидуальность.
37. Личность: определение, проявления, структура и функции.
38. Основные направления изучения личности: зарубежные подходы.
39. Основные направления изучения личности в отечественной психологии.
40. Развитие личности: основные проблемы и подходы (биогенетический, социогенетический и персоногенетический).
41. Периодизация развития личности. Основные подходы.
42. Зрелость личности: основное понятие и равзитие.
43. Понятие темперамента: структура, проявления, типологии.
44. Понятие характера: структура, развитие, типологии.
45. Способности: признаки, развитие, виды.
46. Общая характеристика общения.
47. Контексты и виды общения. Констуктивное общение.
48. Деформации общения. Конфликты и возможности их разрешения.
49. Общая характристика и виды социальных групп.
50. Структурные и динамические характеристики группы.
2. Список основной и дополнительной литературы
Модуль 1. Психология как наука.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1996.
7. Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.
8. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
Модуль 2. Психика и сознание.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.
7. Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.
8. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
Модуль 3. Психология познания.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.
6. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 4 : Внимание / М. В. Фаликман ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2006.
7. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 2 : Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2007.
8. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2008.
9. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
Модуль 4. Мотивации и эмоции.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.
7. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2011.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.
10. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
11. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
12. Психология эмоций: учебное пособие / сост. В. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2007.
Модуль 5. Психология личности и индивидуальности.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.
6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Том 2: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.
7. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2006.
8. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001.
9. Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2000, 2008.
10. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М. : АСТ : Астрель, 2009.
11. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2009.
12. Столяренко Л.Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
13. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
Модуль 6. Основы социальной психологии.
Литература основная
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
Литература дополнительная
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений; Рекомендовано М-вом образования РФ / Г. М. Андреева . - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2008.
6. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 446 с.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Том 2: Пер. с франц. / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1996.
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010.
9. Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2008.
10. Психология личности: Учебное пособие. /Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, 2003, 2010.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений; Рекомендовано М-вом образования РФ / Г. М. Андреева . - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2008.
3. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1996.
5. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2006.
6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006.
9. Ильин Е.П. Психология воли: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2011.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2010.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002.
12. Общая психология: в 7 т.: учебное пособие. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2008.
13. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 4 : Внимание / М. В. Фаликман ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2006.
14. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 2 : Ощущение и восприятие / А. Н. Гусев ; ред. Б. С. Братусь. - М. : Академия, 2007.
15. Общая психология: в 7 т. : учебник. Т. 3 : Память / В. В. Нуркова ; ред. Б. С. Братусь . - М. : Академия, 2008.
16. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008.
17. Платонов Ю.П. Социальная психология: учебник / Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2008.
18. Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 2000, 2008.
19. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.
20. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М. : АСТ : Астрель, 2009.
21. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2009.
22. Психология эмоций: учебное пособие / сост. В. Вилюнас. - СПб. : Питер, 2007.
23. Столяренко Л.Д. Психология личности : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.
24. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.
3. Задания для самостоятельной работы
Модуль 1. Психология как наука.
Задание № 1. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика житейских и научных психологических знаний». Для заполнения используйте материал из Лекции № 1 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
Знания |
Характер знаний |
Особенности передачи знаний |
Характеристика ограничений знаний |
Житейские психологические |
|||
Научные психологические |
Задание № 2. Напишите эссе на тему «Зачем психология социальному работнику?», где раскройте ответы на следующие вопросы.
· В каких видах деятельности необходимы социальному работнику психологические знания?
· В каких профессиональных ситуациях необходимы социальному работнику психологические знания?
· В работе с какой категорией клиентов социальной работы психологические знания особенно необходимы? Какие именно знания?
· Чему может научить психология социального работника?
· Опишите опыт применения психологического знания, если такой имеется, в своей профессиональной деятельности.
Модуль 2. Психика и сознание.
Задание № 1. Выполните психологический разбор текста.
1. Выберите текст для разбора: рассказ или фрагмент рассказа А.П.Чехова размером 2-3 страницы текста.
2. В выбранном тексте выделите (с помощью цвета, шрифтов и подчеркиваний) следующие психические феномены: психические процессы, состояния, свойства; проявления познавательной, аффективной, регулятивной сфер психики.
3. Используйте следующие выделения. Синим цветом выделить проявления познавательной сферы; красным – аффективной; зеленым – регулятивной. Жирным шрифтом выделить психически процессы; курсивом – психические состояния; подчеркиванием – психические свойства.
Задание № 2. В Заполните таблицу «Классификация неосознаваемых психических явлений». Для заполнения используйте материал из Лекций № 5, 6 в учебном пособии: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Учеб. пособие. / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2005.
Виды неосознаваемых психических явлений |
Краткая характеристика |
Примеры проявления |
Модуль 3. Психология познания.
Задание № 1. Разобрав вопрос о физиологических основах психических процессов, дать комментарии к схеме, обозначив основные части анализатора и их функции.
1 2 3
«Проиллюстрировать» данную схему примерами какого-либо анализатора (слухового, зрительного, обонятельного) по выбору.
Задание № 2. Выполните в таблице сравнительную характеристику познавательных процессов (на выбор): 1) ощущения и восприятия; 2) представления и воображения; 3) внимания и памяти; 4) воображения и мышления; т. д. Сравнение (установление сходства и различия между заданными психическими процессами) можно проводить по следующим критериям: определение, функции, теории, свойства или характеристики, классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.
Задание № 3. Определите роль интеллекта и творчества с труде изобретателя, ученого, художника, используя параграфы из учебника: Рубинштейн
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.