Защита авторских прав в России. Имущественные, отчуждаемые или исключительные авторские права, страница 5

Лицензия должна быть написана понятным языком, без тяжёлых юридических терминов, крючкотворства и ДЛИННЫХ АБЗАЦЕВ, НАПИСАННЫХ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ. Длинный текст читать никто не будет. Пользователю нужно знать: может ли он использовать материалы сайта у себя, может ли он их использовать в коммерческих целях, имеет ли он право свободно их распространять, видоизменять, и должен ли он указывать ссылку на ваш сайт. Такого рода лицензия называется по-разному: "обёрточной" или "основной". В английской терминологии её чаще всего называют "general license".

И ещё один нюанс, который в России в законодательстве не прописан, и которым часто злоупотребляют. Касается он цифровых копий и фотокопий объектов, находящихся в общественном достоянии.

По законам Соединённых Штатов Америки репродукции двухмерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не создают нового объекта авторского права, за исключением тех случаев, если при создании репродукции был внесён некий творческий вклад (например, ретушь или сложная цветовая обработка). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду, ваша фотография не создаст новый копирайт, и её можно будет использовать как общественное достояние. То же самое касается и отсканированных изображений — они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием. Даже если вы отсканировали картину мастера эпохи возрождения из современного альбома, вы можете не указывать источник копии.

Закон этот следует из судебного разбирательства между Bridgeman Art Libray и фирмой Corel1. Сотрудники библиотеки подали иск против Corel потому, что те без разрешения воспользовались их высококачественными репродукциями старых произведений. Суд отверг эти обвинения, а так как в США действует прецедентное право, закон этот касается всех отсканированных двухмерных произведений искусства. Ключевое слово здесь "двухмерный". Т.е. права на фотографию статуи или памятника архитектуры будет иметь автор-фотограф. А если статуя или памятник архитектуры построены недавно, то фотография, где они являются главным объектом, частичкой права будет обладать и автор — даже если вы фотограф, вы не имеет права использовать такие фотографии в коммерческих целях. Например, нельзя сфотографировать памятник Петру I на Москве-реке и продавать эту фотографию туристам без разрешения скульптора, т.е. Церетели.

Помните, что часто владельцы сайтов необдуманно заявляют свой копирайт на всё содержание своего сайта, даже если на нём выложены картины, к примеру, голландских мастеров XVII века. Даже в том случае, если владелец сайта самостоятельно сфотографировал или отсканировал эти картины, он не обладает имущественными правами на них, и вы имеете право свободно загружать такие изображения к себе, не спрашивая ни у кого разрешения.

В то же время репродукции защищённых копирайтом двухмерных работ также не являются самостоятельными работами. Следовательно, отсканированное изображение обложки книги или DVD точно также защищено копирайтом, как и оригинал.

Свободные лицензии

Свободные лицензии не отменяют действие авторских прав, но позволяют свободно распространять произведение в пределах, заданных самим автором. Монополия синдиката звукозаписывающих компаний, Голливуда и книжных магнатов породила естественное желание среди потребителей культурного продукта не платить корпорациям и создать новую сферу культурного продукта, в которых бы не действовали авторские права. Свободное программное обеспечение в виде Linux, пожалуй, стало первым триумфом этой концепции. Несмотря на то, что авторы не требовали денег за свою продукцию и распространяли программы с исходным кодом, они не только не разорились, но и в последнее время завоёвывают всё новые и новые рынки. Во многих передовых европейских странах свободное программное обеспечение вытесняет продукты Microsoft. Firefox, Wikipedia — из области программного обеспечения свободные лицензии пришли в энциклопедии, литературу и художественное искусство.