Правопреемство государств. Континуитет России

Страницы работы

Содержание работы

44. Правопреемство государств. Континуитет России

Правопрееиство – смена одного гос-ва другим в несении ответственности за МО соотв-ей тер-рии и в осуществлении сущ-их к этому моменту прав и обяз-ств.

Стороны правопреемства: гоударсто-предшественник и гос.-преемник. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены гос-преемником гос-предшественника в несении ответственности.

Объектом преемственности явл. территория, применительно к которой сменяется гос-во, несущее ответственность за ее МО.

Основания возникновения правопреемства:

  1. объединение гос-в
  2. разделение гос-в
  3. отделение от гос-ва части тер-рии
  4. передача части тер-рии одного гос-ва другому

Сферы правопреемства: в отношении

  1. м/н договоров

·  при объединении гос-в любой договор, находящийся в силе на момент правопреемства продолжает действовать для гос-ва-преемника, если участники договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части тер-рии гос-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства

·  при разделении гос-предшественника и образовании а ео месте нескольких гос-преемников любой его договор продолжает действовать в отношении каждого образованного в ре-те разделения гос-преемника. Могут договориться об ином

·  если отделившаяся часть од. гос-ва становится частью др-го, договоры гос-предшественника утрачивают силу в отношении этой тер-ри и вступают в действие договоры гос-премника, кроме случаев, когда установлено, что применение договра к этой тер-рии противоречит его объектам и целям или коренным образом изменило бы его действия

  1. гос-ой собственности
    • под гос. собств-ю понимают имущество, интересы и права, которые на момент их передачи принадлежали гос-предшественнику согласно его внутр. праву.
    • гос-предшественник обязано принять меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, преходящей к преемнику
    • для перехода даижимой и недвижиой собственности сущ. разные режимы
    • при объединении гос-в в одно вся собств-сть переходит гос-предшественнику
    • при разделении гос-ва:

  i.  недвиж. собств-сть гос-предшественника переходит к тому гос-преемнику, на тер. кот. она находится

  ii.  недвиж. собств-сть, находящаяся за пределами тер-рии гос-предшественника, переходит к гос-преемникам, как указывается в Венской конвенции 1983г., «в справедливых долях»

  iii.  движ. собств-сть гос-предшественника, связаая с его деят-сьтю в отношении тер-ий, являющихся объектом правопреемства, переходит к сотв-ему гос-преемнику; иная недвиж. собств-сть переходит к преемникам в «справедливых долях»

    • при отделении части тер-и гос-ва:

  i.  недвиж. собств-сть, нах-ся на отделившейся чати тер-рии, переходит к гос-преемнику

  ii.  движ. собств-сть также переходит к гос-преемнику. Стороны могут договориться о др. правилах перехода собств-сти

  1. гос. архивов

·  гос. архивы – сов-сть документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных гос-предшественником

  1. гос. долгов

·  гос. долг – фин. обяз-во гос-предшественника в отношении др. гос-ва, м/н орг-ции или иного субъекта МП, возникшее в соотв. с нормами МП.

·  датой перехода долга  - момент правопреемства, если не предусмотрено иное

·  при разделении гос-ва, всем частям долг переходит в равных долях

  1. гос. территории
  2. границ гос-ва
  3. членства в м/н организ-ях и органах

Континуитет России

Процесс правопреемства в связи с распадом СССР имеет существ-ую особенность. Это правопреемтсво связано с континуитетом, под кот. понимается продолжение Россией осущестления предусмотренных в договорах прав и обяз-в СССР. Этот контитуитет начал складываться с согласия др. правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, и постоянное членство в СБ, и др. м/н орг-ях. Начало правовому оформлению этого континуитета было положено посланием Президента России от24 дек. 1991г. Генсеку ООН. Генсек разослал обращение Президента России всем членам ООН, с целью уведомления и констотации реальности, которая не требует формального одобрения со стороны ООН.

Затеи последовала серия нотификаций МИД России ООН и иностр. гос-ам о том, что 1. посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать в кач-ве дип-их и конс-их представительств РФ

2. Россия продолжает омущ-ть права и выполнять обяз-ва, вытекающие из м/н договоов СССР, и просит рассм-ть ее в кач. стороны всех действ-их договоров вместо СССР

Факторы, обусловливающие континуитет:

  1. Россия унаследовала от СССР статус ядерного гос-ва (Соглашение о совместных мерах в отношении ЯО, 22 дек. 1991г.). Было предусмотренно перемещение в Россию ядерных ср-в бывшего ССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами статуса неядерных гос-в и обязательно вступить в ДНЯО.
  2. неприменимость норм правопреемства к определенной категории договоров. Т.е. когда применение договора, заключенного гос-предшественником в отнош. гос-премника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы его действия (Соглашение между СССР и США 1987г. о создании Центров по уменьшению ядерной опасности, Договор об окончательном урегулировании с Германией 1990г. и т.д.)

Континуитет России отнюдь не означает, что др. гос-ва, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Политология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0