Китайские мифы о происхождении и устройстве Вселенной

Страницы работы

Фрагмент текста работы

предметы и явления возникли в результате их взаимодействия. Инь – неподвижность, ян – движение. Сань-цай (три сокровища). Человек – высшая форма воплощения инь и ян. Земля – в виде квадрата (4 стороны – инь). По представлениям эпохи Хань, главная сторона света – юг. Символ юга – волшебная птица Чжуняо (феникс). Север – Сюань-у (черепаха, обвитая змеёй). В эпоху Тан переименован в Чжэнь-у. Стихия севера – вода. Позднее к образу добавился человек (на черепахе). Дракон – символ Востока. Цин-лун (зелёный дракон). Юпитер – Тайсуй. Цинн-лун изображался на знамёнах. Тигр – символ запада. Бай-ху (Бо-ху). Иньби – защитная стенка при входе. Позднее принята структура деления неба на несколько слоёв. Нижний слой имел ворота чан-хэ. Через них в состоянии транса можно подняться на небо. На втором уровне – дворец Цзывэй-гун, в котором обитает Тянь-ди. Далее – ворота на следующие уровни. Небесные ворота охранялись барсами. В результате появления инь и ян возникли 9 ци. Ян-ци поднялись вверх. 9 небес. Инь-ци – вниз. 9 слоёв земли. Цзю-тянь чжэнь-ван – правитель девяти небес. Фу-сан – дерево в Восточном океане. Тайшань – гора на полуострове Шаньдун. Дух горы – внук небесного владыки. На горе Тайшань – золотые шкатулки с нефритовыми табличками со сроками жизни людей. Под горой – подземные уровни. В 16 в. распространилось мнение, что Тайшань произошла от первочеловека Паньгу. Мифическая гора Куньлунь. Находится на Западе. Высота горы – 11000 ли. Считалось, что с неё течёт Хуанхэ. Жошуй (жо –слабый). Вода реки «слаба» настолько, что в ней тонет даже перо. Куньлунь – земная резиденция Тянь-ди. Нефритовые источники. На Куньлуне обитает много волшебных животных. Растёт волшебное персиковое дерево бессмертия. На Куньлуне обитают бессмертные сянь. Куньлунь – соединение всех уровней Неба и Земли. Остров Пэнлай. После смерти на него попадают выдающиеся даосы. После того как два острова были унесены в Северный океан остались Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. Издали похожи на облака. На Луне – нефритовый дворец феи Чан Э. Трёхлапая жаба. Чан Э – жена Хоу И, сбившего лишние солнца.

2. Боги и герои китайской мифологии. При становлении государства и сильной централизованной власти появлялись образы могущественных богов. В Китае не возникло множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Среди множества духов имеется верховное божество Шанди. Образ Шанди возник в эпоху Инь. Все духи должны подчиняться ему так же, как люди воле вана или императора. Иньцы считали Шанди своим легендарным родоначальником, покровителем. Все ваны после смерти именовались титулом ди, и становились в мире духов ближайшими помощниками Шанди. Таким образом, культ Шанди у иньцев был лишь кульминационной точкой культа предков. Эта очень своеобразная форма почитания верховного божества была заимствована и сохранена победившими Инь чжоусцами. Чжоусцы не только переняли у Инь идею о божестве-первопредке, но и присвоили Шанди себе, объявив его своим предком. Культ Шанди пользовался в раннечжоуском Китае столь же высоким авторитетом, что и в Инь. Шанди постепенно начало ослабевать. Наряду с Шанди в аналогичных с ним функциях все чаще выступало Небо. Судя по данным «Шицзин» и «Шуцзин», Небо и Шанди длительное время сосуществовали и взаимозаменяли друг друга в представлениях чжоусцев. Чжоусцы приписывали им одни и те же функции и равно считали верховной божественной силой. После завоевания Инь они нашли, что иньский верховный бог Шанди в общем соответствует их Небу. Легенда о Хоу И. Хэбо – дух Хуанхэ. Хоу И был вознаграждён богиней Сиван му. Подарила ему лекарство бессмертия. Она сказала, что если проглотить одну крупинку – будешь жить вечно. Две – вознесёшься на небо или на Луну. Жена Хоу И – Чан Э, воспользовавшись его отсутствием, проглотила две. Вознеслась на Луну. Там увидела дворец, рядом – огромное дерево, испускающее нежный аромат. Под деревом сидел белый заяц, который толок в ступе порошок бессмертия. Это случилось 15 августа по лунному календарю. В наказание она была превращена в жабу. Различные природные явления связывались с действием духов. Радуга воспринималась в виде большой змеи. Ветер порождался священным драконом шэн-луном. Порывистый ветер создавали крылья птицы да-фэн. Ураганы и смерчи – полёт и борьба драконов. Гроза – схватка белого и чёрного драконов, которые, нанося друг другу удары, проливают на землю дождь. Духи обитали на вершинах гор, звёздах. Духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами. Они часто приходили людям на помощь. Большим уважением пользовался дух долголетия. Рядом с ним обычно изображали аиста (символ вечности) и оленя (символ счастья). Одним из почитаемых в народе был бог Гуаньди. Был также защитником странствующих, покровителем торговли и богатства. Во время праздника Нового года каждому человеку приходилось иметь дело с многочисленными добрыми и злыми духами. Большое место в мифологии отводилось четырём священным существам: дракону, тигру, фениксу и черепахе. Дракон – символ весны и востока, феникс – лета и юга, тигр – осени и запада, черепаха – зимы и севера. Дракон, повелитель водной стихии, дарил людям влагу. В иерархии божеств дракон занимал третье место после Неба и Земли. Существовали четыре типа драконов: небесный, охранявший обители богов; божественный, посылающий ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьёв; дракон, охранявший сокровища. Сверхъестественными свойствами наделялась лисица, могла вызвать пожар, отравить пищу, превратиться в кого угодно. В 50 лет лисица может стать обычной женщиной; в 100 – прекрасной молодой девушкой или кудесником; достигнув тысячелетнего возраста, может быть допущена на небо и превратиться в «небесную лисицу». Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Обезьяна также считалась одним из священных животных. Особую популярность приобрёл царь обезьян Сунь Укун (Сунь Хоуцзы).

3. Религии древнего Китая (эпохи Шан-Инь и Чжоу). В эпохи Шан-Инь и Чжоу сохранялись тотемизм и анимизм, культ женских и мужских предков. Эти религиозные верования восходили к эпохе неолита. Во времена Чжоу они подкреплялись постоянным процессом ассимиляции некитайских племён, присоединяемых к Чжоу. Приход на смену первобытным неолитическим коллективам сначала –  развитого общества Инь с характерной для него цивилизацией бронзового века (городская жизнь, письменность, сложная социальная структура), а затем военно-политического объединения Чжоу с его системой вассальных полусамостоятельных государств и еще более сложной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
157 Kb
Скачали:
0