ОТ СБСЕ к ОБСЕ. Изменение ситуации в сфере безопасности в Европе

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ОТ СБСЕ к ОБСЕ

Крах коммунизма, символом которого стало падение Берлинской стены привел к радикальным изменениям в ситуации в сфере безопасности в Европе, а вместе с ней и в СБСЕ. Вступив в новую эру-эру демократии, мира и единства в Европе, государства-участники СБСЕ могли теперь рассчитывать на лучшее будущее, но им еще оставалось преодолеть наследие прошлого. В этот переходный период перед  СБСЕ  встали новые задачи и вызовы: он стал временем институционализации, усиления оперативного потенциала, развития деятельности на местах и дальнейшей разработки обязательств и принципов (особенно, касающихся человеческого измерения).

О первых шагах в этом направлении возвестила Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21 ноября 1990 года при завершении трехдневной встречи глав государств и правительств государств-участников в Париже. Ставшая важной вехой в Хельсинкском  процессе, Парижская хартия была первым многосторонним документом, где подводились итоги холодной войны и провозглашалось начало новой эры. Исходя из того, что «Европа, единая и свободная, стремится к обновлению», авторы Хартии сочли необходимым предусмотреть в ней институционализацию СБСЕ путем создания механизма для политических консультаций и ряда постоянно действующих институтов.

Было решено, что политические консультации на уровне глав государств и правительств будут проводиться каждые два года, что не реже одного раза в год министры иностранных дел будут собираться на официальные встречи Совета  и что время от времени будут проводиться встречи высокопоставленных чиновников внешнеполитических ведомств в рамках Комитета старших должностных лиц. Для обеспечения работы этих органов была  учреждена постоянная административная инфраструктура. В нее входили секретариат (возглавляемый Директором), Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам. Чтобы не создавать громоздкого централизованного бюрократического аппарата, эти органы были укомплектованы малочисленным штатом (в каждом имелся лишь костяк из трех-четырех сотрудников, прикомандированных правительствами стран) и географически рассредоточены (они располагались соответственно в Праге, Вене и Варшаве). К тому же их функции были определены как в основном административные. В апреле 1991 года парламентскими лидерами государств-участников      Совещания была учреждена Парламентская ассамблея СБСЕ.

Несмотря на торжественные слова Парижской хартии об окончании «эры конфронтации в Европе», распад Югославии и Советского Союза привел к появлению целого ряда новых потенциально дестабилизирующих угроз и вызовов европейской безопасности. Для того, чтобы дать достойный ответ на эти вызовы времени перемен, процесс институционализации был ускорен и расширен. Создавались новее механизмы, укреплялся их оперативный потенциал.

Некоторые из наиболее важных перемен произошли в сфере человеческого измерения. На крупных совещаниях, состоявшихся с 1989 по 1991 год в Вене, Париже, Копенгагене и Москве, был согласован широкий спектр обязательств по человеческому измерению в виде конкретных положений, касающихся, в частности, свободных выборов, свободы средств массовой информации и защиты лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Принимались меры и по обеспечению более строгого выполнения принятых обязательств. На первой встрече Совета, проходившей 19-20 июня 1991 года в Берлине, был учрежден специальный механизм  для консультаций в отношении чрезвычайных ситуаций. Этот так называемый «Берлинский механизм» был почти сразу же задействован в связи с кризисом в Югославии. На следующей встрече Совета, состоявшейся в Праге 30-31 января 1992 года был принят значимый  по своему содержанию «Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ», усиливший функции Комитета старших должностных лиц (КСДЛ), расширивший роль варшавского Бюро по свободным  выборам и санкционировавший отступление от правила консенсуса, т.е. возможность  принятия решений без согласия соответствующего государства («консенсус минус один») в случаях явного, грубого и неисправленного нарушения обязательств по СБСЕ, касающихся прав человека и основных свобод. Это новое правило было использовано в июле 1991 года при приостановлении участия в СБСЕ Югославии.

Похожие материалы

Информация о работе