Хельсинкская встреча в рамках дальнейших шагов, проходившая с 24 марта по 8 июля 1992 года, стала рубежным событием в процессе институционализации СБСЕ. На ней были приняты решения об учреждении таких новых институтов, как Форум по сотрудничеству в области безопасности, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, Экономический форум (созываемый в рамках встреч КСДЛ), а также неофициальная финансовая комиссия экспертов при КСДЛ. Хельсинкскими решениями были официально определены функции Действующего председателя (ДП), уже оформившиеся на базе Парижской хартии. Согласно утвержденному мандату, на ДП возлагалась ответственность за «координацию и консультации по вопросам текущей деятельности СБСЕ». Кроме того, были конкретизированы и расширены функции целого ряда других органов и институтов.
На стокгольмской встрече Совета министров, состоявшейся 14-15 декабря 1992 года, был учрежден пост Генерального секретаря. более регулярный характер приобрели проводимые в Вене встречи представителей государств-участников в рамках сначала Венской группы КСДЛ, а затем- Постоянного комитета.
Потребность в таких постоянных структурах возрастала по мере увеличения числа и расширения спектра выполнявшихся СБСЕ задач, многие из которых нуждались в повседневном административно-хозяйственном обеспечении. Осенью 1992 года в Косово, Санджак и Воеводину были направлены первые долгосрочные миссии ОБСЕ, а к концу 1994 года на местах работало уже восемь миссий. В 1992 году СБСЕ объявило себя региональным соглашением в том смысле, как об этом говорится в главе VIII Устава Организации Объединенных Наций.
В результате всех этих институциональных преобразований СБСЕ постепенно фактически превратилось из процесса в организацию. Поэтому сама логика подсказывала переименовать Совещание в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Решение об этом было принято на проходившей 5-6 декабря 1994 года Будапештской встрече на высшем уровне и вступило в силу 1 января 1995 года. Тем же решением руководящие органы Организации были переименованы в Совет министров (вместо Совета СБСЕ), Руководящий совет (вместо КСДЛ) и Постоянный совет (вместо Постоянного комитета). Не меняя ни характера обязательств в рамках СБСЕ, ни его статуса или институтов, это решение стало отражением его нового лица и дало толчок его дальнейшему развитию.
Проверенные делом институты ОБСЕ, ее работа на местах и активность ее политических органов снискали ей признание государств-участников в качестве «одного из главных инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов» на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. И все же, как показали кризисы в Боснии и Герцеговине, Чечне и в других местах, эта организация могла бы делать еще больше для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе. Поэтому участники Будапештской встречи на высшем уровне призвали к расширению полномочий Действующего председателя , а также Генерального секретаря и Секретариата, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств и Бюро по демократическим институтам и правам человека. Они официально приняли Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, в котором закреплены принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе, и приветствовали расширение режима МДБ, установленного Венским документом 1994 года.
«Новая Европа» начала 90-х годов оказалась не такой, как ее представляли себе государства-участники на встрече в Париже в 1990 году. Как отмечалось в Декларации Будапештской встречи на высшем уровне: «все более широкое утверждение свобод сопровождается возникновением новых конфликтов и возрождением старых». Чтобы найти ответы на многочисленные угрозы и вызовы безопасности и сохранить контроль над быстро меняющейся обстановкой, государства-участники на встрече в Будапеште решили начать обсуждение модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.