НАТО. Политический курс блока. Военно-экономический потенциал

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

№ 43 НАТО

С крушением соц системы и распадом СССР завершилось глобальное противоборство. Но не так просто избавиться от прежних предрассудков, что проявляется одинаково как на Западе, так и на Востоке. И одним из наиболее важных инструментов осуществления политики и стратегии Запада как в отношении РФ, так и посткоммунистической Европы остается НАТО.

Его полит курс опирается на громадный военно-экономич потенциал входящих в блок стран, на единственную реально существующую сейчас объединенную военную организацию. В связи с изменением полит ситуации и выдвижением новых целей и задач блока, роль чисто военных методов обеспечения безопасности, включая ликвидацию конфликтов, значительно снижается. Сейчас не менее важным считается создание механизмов по предотвращению таких конфликтов. Вместе с тем, полит сторона доктрин НАТО основывается на следующ принципах: 1) оборона (т.е наращивание военного потенциала и его использование в случае необх-ти); 2)диалог (смягчение напряженности, но с позиций силы). В новых условиях эта доктрина дополняется новым принципом — сотрудничество.

Т.обр на передний план выдвигается идея более глубокой интеграции НАТО с ЦВЕ с целью укрепления и развития благоприятных геополит условий для НАТО (расширение на Восток).

Этим шагам предшествовали довольно длительные дискуссии о функциях НАТО после окончания «холодной войны», когда исчезла необходимость сдерживания «советской военной и идеологич угрозы».Этот процесс происходил на нескольких уровнях:

1)  1991г.—учрежден Совет Североатлантич сотрудничества (ССАС). Членство в ССАС было изначально открыто для членов НАТО, гос-в ЦВЕ, включая страны Балтии и Сов.Союза (после распада которого это право было распространено и на бывшие союзные республики). Совет занимается: оборонным планированием, разработкой концептуальных подходов к контролю над вооружениями и демократич концепций отношений между гражд и военными стр-рами, согласованием норм воздушной навигации, участвует в научн и эколог программах НАТО.

2)  1994 — «Партнерство ради мира» (вкл: «Приглашение», «Рамочный документ», «Презентационный документ»), которое должно «способствовать формированию новых отношений в области безопасности между Североатл союзом иего партнерами во имя мира». Подписав эти док-ты и избежав тем самым добровольной изоляции РФ получила определенную возможность хоть как-то влиять на процесс развития взаимоотнош. Предусматривались: обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения, уважать существующие границы, разрешать конфликты мирн путем. «Рамочный документ» содержит конкретн обязат-ва: обеспечение демократич контроля в отнош воор сил, содействие открытости в планировании нац обороны и др. «Презентационный документ» определяет индивидуальн условия участия в нем каждого партнера в отдельности. Для РФ: способствовать не противопоставлению НАТО другим м/ун стр-рам, а напротив, координации его деят-ти в СБСЕ, ССАС; содействовать трансформации ССАС в самостоятельный, тесно связанный с СБСЕ орган военн-полит сотрудничества в евроатлантич пространстве.

3)  1995 — ускорение процессов приема в НАТО новых членов с одновременными попытками найти форму особых отнош НАТО с РФ. Москва добивается от НАТО признания «веса и ответственности РФ как крупной европейской, мировой и ядерной державы», расширенный полит диалог «16+1»

4)  1996 — начало расширения НАТО

5)  1997 — Основополагающий акт о взаимных отношения, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО (определены цели и мех-м консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместн действий). Был создан и начал функционировать Совместный постоянный совет Россия-НАТО

6)  1999—несовпадение позиций по Косово, военные опреациии НАТО против Югославии; снижение уровня взаимоотнош РФ с НАТО

7)  апр 1999—«Стратегическая концепция НАТО» (проведение опрераций по реагированию на кризисные ситуации не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии)

8)  2002—Россия-НАТО: «19+1»

9)  вхождение в НАТО Балтийских стран отношения РФ и НАТО находятся в тупике, выйти из которого можно только в том случае, если обе стороны проявят готовность к компромиссам.

Похожие материалы

Информация о работе