Современные отношения России со странами Центрально-азиатского региона

Страницы работы

Фрагмент текста работы

№11. Современные отношения России со странами Центрально-азиатского региона.

Ко второй половине 90-х годов восточно-азиатская подсистема стала второй по значению после Европы. Высокая динамика развития, в основе которой опережающие темпы роста стран восточной Азии, их успешный диалог между собой, могут сделать АТР основным центром мировой экономики и политического тяготения. ВА – часть АТР. В 70-80х гг. на региональном уровне структура межгосударственных отношений  определялась существованием треугольника СССР-США-КНР, который вписывался в контекст мирового биполярного противостояния СССР и США. Но распад СССР разрушил эту структуру. Обстановка в регионе перестала зависеть от отношений Москвы и Вашингтона, → толчок развитию региональной многополярности. Появилось несколько центров влияния – Китай, Япония, гос. ассоциации стран юго-восточной Азии (АСЕАН), Россия. США тоже оказывали большое влияние на  этот регион. Китай – основной пропагандист концепции формирования многополярной структуры в МО в мире. В 1997 году точку зрения КНР поддержала Россия.

К началу 90-х годов в ВА на основе развития торгово-экономических и финансовых связей, производственной кооперации, взаимных переливов капиталов, товаров и технологий, сформировался крупнейший в мире межгосударственный производственно-экономический комплекс, ставший локомотивом ускоренного развития всего региона. Повышение уровня развития сопредельных государств для Японии и США стало необходимостью по нескольким причинам: 1. При низкой покупательской способности население бедных стран не могли стать рынками для сбыта японской и американской продукции. 2. Недостаточный уровень технологической оснащенности не позволял включить их в производственную кооперацию с Японией и США., следовательно, Токио и Вашингтон уделяли большое внимание оказанию помощи, развитию некоммунистических государств в форме кредитов, инвестиций и передачи технологий. Создание в 67 году АСЕАН положило начало повороту малых и средних стран к опережающему развитию экономического сотрудничества по отношению к военно-политическому. Так как рост экономики стран региона шел на низком уровне, в 90-х годах интересы торговли и хозяйственного развития стали частично заслонять военно-политическую озабоченность.

В 90-х годах произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе 78 года, китайская экономика вышла из кризиса, была решена продовольственная проблема, а к началу 90-х гг. КНР стала 1 из крупных экспортеров мира. Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается самой сложной проблемой региональных отношений. В 72 году США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши. В 75 году он умер, но преемники продолжили курс «одного Китая» и признали значимость задачи национального объединения. Позиция Пекина сводится к тому, что есть 1 гос-во, но 2 системы. Эта формула предполагает, что после объединения Тайвань станет 1 из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему. РФ признает официальную позицию КНР в тайваньском вопросе, установила и поддерживает неофициальные связи с Тайванем с 92 года.  В течение 100 лет Гонконг был британской колонией в Китае. Основа прав Великобритании на тер. Гонконга – договор о ее аренде на 99 лет. В 97 году Гонконг перешел под контроль КНР. В августе 90 г. министр ИД СССР Шеварднадзе и госсекретарь США Бейкер в Москве на совместном заседании провозгласили окончание холодной войны в Азии

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0