2.7. Что представляет собой «оптимальное» управление? Приведите примеры.
2.8. Что утверждает закон необходимого разнообразия и как это можно доказать?
2.9. Запишите законы управления «стабилизации». Приведите примеры.
2.10. Напишите в общем виде закон «оптимального» управления и приведите примеры.
2.11. В чем принципиальное отличие кибернетики второго порядка от классической и в чем их общность?
2.12. В чем отличие мыследеятельностного подхода от научного?
2.13. Что представляет собой «деятельность»? Как можно изобразить элемент деятельности (акт деятельности)?
2.14. Как можно изобразить мыследеятельность?
2.15. Что представляет собой «рефлексия» и «рефлексивный выход»?
2.16. Что мы понимаем под «картиной мира»? Какие картины мира нам известны?
2.17. Чем отличается «искусственное» от «естественного»? В чем различие подходов с искусственных и естественных позиций?
2.18. Какова картина мира в деятельностном подходе?
2.19. Что собой представляет «управление» и «руководство» и чем они отличаются между собой?
2.20. Что собой представляет «организация» (как процесс)? И чем мыследеятель-ностное управление отличается от кибернетического?
2.21. Как можно схематично изобразить «мыследеятельностное управление» и «шаг управления» в нем?
2.22. Что общее и в чем различие у кибернетического и мыследеятельностного понимания «управления» и какое может быть общесистемное понимание?
2.23. Чем определяется структура систем с управлением? Какие «предельные» структуры управления могут быть?
2.24. Какие основные процессы протекают в системах с «управлением»?
III. Задание на выполнение расчетно-графической работы
Тема: «Исследование и совершенствование системы управления организацией»* (или разработка материалов для участия в конкурсе руководителей данной организации).
Цель проведения работы - приобретение умений:
- в использовании системного подхода к исследованию конкретных организаций;
- выделение главного, существенного при исследовании объекта;
- формирование наиболее значимых целевых критериев;
- представление результатов в удобной для восприятия форме;
- проведение исследования конкретных форм управления;
- познание сущности своей профессии. Работа состоит из двух частей (выполняемых по соответствующим семестрам).
В первой части: исследуется организация и формируются пути ее совершенствования.
Предъявляется системно выбранная организация: [] очерчивается ее граница, статус и т.п.;
[] представляется как система (состав элементов, связей между ними, структура -морфологическое описание), отдельно выделяется и рассматривается как система подсистема управления;
[] исследуются функции, которые выполняет организация - функциональное описание; выявляются ее свойства, которые не были замечены и использованы (функционализированы) раньше, но которые могут быть использованы для повышения эффективности организации (например, возможность создания попутного производства нового эффективного или дефицитного товара; наличие кадров с высокой квалификацией, которые можно использовать более эффек-
тивно, в том числе для выполнения дополнительных функций, решения сложных задач, и т.п. и т.д.);
q определяется расхождение между тем, как данный объект выполняет свое предназначение, и тем, что ему было задано (например, в положении об организации, в контракте с руководителем организации и т.п.), т.е. выявляются проблемы или задачи функционирования организации.
После проделанного анализа организации и выявленных проблем обучающейся, как претендент на руководителя этой организации, формулирует свою цель и разрабатывает свою программу действий по совершенствованию использования рассматриваемой организации (как надо изменить выполняемые функции или какие ввести новые функции, каков должен быть новый спектр решаемых задач и т.д. и т.п.).
Для выполнения этой части работы можно опираться на теоретический материал конспекта лекций [1].
Во второй части: разрабатывается проект совершенствования системы управления в организации, адекватной сформулированной выше целям и задачам. Анализируется в какой степени существующая система управления организацией способна решить новые задачи. Разрабатываются предложения по изменению системы управления (изменения отдельных функций, введения новых элементов и исключения старых, полная переструктуризация и т.п. и т.д.).
Для выполнения этой части работы можно опираться на теоретический материал конспекта лекций [2].
Работа оформляется по усмотрению обучающегося. При этом надо иметь в виду, что четкое описание проекта с хорошо иллюстрирующими схемами, расчетами обычно играют решающую роль на конкурсе (тендере и т.п.), а, следовательно, в нашем случае - на оценку работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.