Основные положения теории систем и системного подхода. Какова суть системного подхода

Страницы работы

Содержание работы

3.3. Рекомендуемая литература.

Основная:

1.Китушин В. Г. Основы теории управления. Конспект лекций, часть Т. -Новосибирск: НГТУ, 1996, 66 с.

2. Китушин В. Г. Основы теории управления. Конспект лекций, часть П. -Новосибирск: НГТУ, 1998, 58 с.

3. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989, 298 с.

4. Концепция   самоорганизации:   Становление  нового   образа  мышления. Белкин Г. Г., Герович В. А., Гороховская Е. А. и др. - М.: Наука, 1994, 207 с.

Дополнительная:

1 .Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М.: Наука, 1983,343с.

2.Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: ИЛ, 1958, 200 с.

3. Эшби В. Принципы самоорганизации. - М.: Наука, 1994, 207 с.

4. Вир С. Мозг фирмы. - М.: Радио и связь, 1993, 415с.

5. Хиценко. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент. - Новосибирск: НГТУ, 1993, 50 с.

6. Попов С. В., Щедровицкий Г. П. Конкурс руководителей. - М.: Прометей, 1989,96с.

7. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Издательство Школы Культурной Политики, 1995, 759 с.

П. Экзаменационные теоретические вопросы

Часть 1. Основные положения теории систем и системного подхода.

1.1. Что мы называем «системой»? Для чего необходимо это понятие?

1.2. В чем различие между понятиями «Система I» и «Система II»?


1.3. Чем отличается «цель» от «желания» и «цель» от «функции»? Приведите примеры всех этих понятий.

1.4. Чем отличается «решение задачи» от «выполнения функции»? Приведите примеры, иллюстрирующие это различие.

1.5. Чем отличается «задача» от «проблемы», а «проблема» от «сформулированной проблемы»? Приведите примеры, иллюстрирующие это различие.

1.6. Какова суть системного подхода? Проиллюстрируйте примерами.

1.7. К какому классу моделей следует отнести модель цели, например, целевой функционал «максимума прибыли»? Приведите другие примеры моделей из этого класса.

1.8. Можно ли считать «план предприятия» моделью? Если да, то, к какому классу моделей он относится? Приведите примеры других моделей из этого класса.

1.9. Является ли измерением утверждение, что электрические генераторы представляют элементы оборудования электростанций? Если да, то в какой шкале происходит это измерение? Приведите другие примеры измерений по этой шкале. Какие еще имеются шкалы измерений?

1.10. Что представляет собой «измерение» по сути и какие проблемы при этом возникают?

1.11. Как можно измерять такие утверждения как «мало», «удовлетворительно», «много»? Приведите примеры подобных же измеряемых величин.

1.12. Какими математическими величинами можно измерять колебание спроса на товар, услуги? Приведите другие показатели свойств объектов, которые можно измерять аналогичным способом.

1.13. Сделайте функциональное описание системы, представляющей собой банк, в котором Вы накапливаете для определенной цели некоторую сумму денег путем ежемесячных отчислений из зарплаты на депозитный вклад.


1.14. Можно ли сделать функциональное описание системы, состоящей из автомобиля и водителя, совершающего перевозки определенных грузов? Объясните, почему.

1.15. Что означает «система с обратной связью»? В чем отличие в поведении такой системы при положительной и отрицательной обратной связи?

1.16. Чем отличаются свойства системы с неиерархической структурой?

1.17. Приведите примеры объектов, в которых можно было бы выделить эффек-торные, рецепторные и рефлексивные системы.

1.18. Измерителем чего является «бит» и что он представляет собой?

1.19. Чем можно измерять семантический аспект информации? При каких условиях информация, принятая получателем ее является для него новой?

1.20. Как может измеряться прагматический аспект информации? (Для предпринимателя? Для артиллериста? Для гонщика-автомобилиста, идущего по неизвестной трассе? Других?)

1.21. Что представляет собой «классификация систем» и по каким признакам можно осуществлять эту классификацию?

Часть II. Основные подходы и понятия, теоретические положения.

2.1. Что означает выражение «разомкнутая (или замкнутая) система управления»? Приведите примеры.

2.2. Что понимается под выражением «закон управления»? Приведите примеры.

2.3. Что понимается под «управлением в кибернетике»? Чем оно отличается от других пониманий?

2.4. Что представляет собой «стабилизация», как вид управления? Приведите примеры.

2.5. Что представляет собой «слежение», как вид управления? Приведите примеры.

2.6. Что представляет собой «программное» управление? Приведите примеры.


Похожие материалы

Информация о работе