35. Особенности абсолютизма в Германии. Полицейское гос-во в Пруссии. «Просвещенный абсолютизм» в Австрии.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Развитие абсолютизма в Германии имело свои особенности. В результате неравномерного экономического развитая страна в целом на долгое время сохранила состояние политической раздробленности, но в -каждом отдельном государстве, входившем в состав империи в XVII веке, утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм.
Княжеский абсолютизм являлся следствием крупных событий, которые происходили в Германии в XVI—XVII вв.: реформации — широкого антикатолического движения, охватившего почти вое сдои германского общества, крестьянской войны 1525 года, восстания беднейшей части горожан и, наконец, 30-летней войны 1618—1648 гг.
В итоге реформации и после подавления восставших крестьян и городского плебейства произошли существенные изменения в соотношении классов и в их положении. Крестьяне снова попали под власть феодалов; договоры, заключенные с ними, в некоторых местах были нарушены. К старым крестьянским повинностям прибавились контрибуции, наложенные победителями на побежденных. Гнет, испытываемый крестьянами, удвоился. Значительное количество зажиточных средних крестьян разорилось, многие зависимые крестьяне перешли в состояние крепостных. Обширные площади общинных земель были захвачены феодалами.
Большая часть крестьян лишилась собственности, оказалась обреченной на бродяжничество или вошла в ряды городского плебейства (подмастерьев и рабочих).
Не меньше пострадало и духовенство, так как его владения были конфискованы, а многие монастыри и церковные учреждения сожжены, драгоценности разграблены, переплавлены в серебро и золото или пущены в продажу за границу, а продовольственные запасы съедены.
Немалые потери понесло и дворянство. Часть влиятельных родов разорилась и была вынуждена поступить на службу к князьям.
Города также не получили особой выгоды. Повсюду утвердилось господство городской аристократии, а сопротивление бюргеров ей было надолго сломлено. Кроме того, князья возложили на города ответственность за успехи, которых добилась -во время крестьянской войны бюргерская и плебейская часть их -населения.
Княжеские города были обложены тяжелыми контрибуциями, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Та же участь постигла и имперские города, которые присоединили к территории князей и поставили в зависимость от соседних князей.
Реакционный характера княжеского абсолютизма. Последствия образования абсолютизма в Германии были иными по сравнению с таким же процессом во Франции и Англии. В этих странах переход к абсолютной монархии обеспечил создание централизованного государства, соответствующего потребностям нового, более прогрессивного способа производства. Поэтому и сам абсолютизм во Франции и Англии на первой стадии своего развития сыграл прогрессивную историческую роль. Наоборот, княжеский абсолютизм в Германии сыграл реакционную роль, закрепив состояние экономической и политической раздробленности.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
В XVII и-XVIII веках общий строй Германской империи остался почти без изменений. Императорская власть превратилась в почетное звание. Князья освободились от военной обязанности и не платили уже никаких податей императору.
Рейхстаг после Вестфальского мира не имел почти никакого значения. Имперский суд был совершенно обессилен распадением империи. Кроме того, его стал вытеснять имперский надворный суд (ReiChshofrat), учрежденный в Вене для габсбургских земель, но принимавший « дела, ему не подсудные. Князья в силу присвоенных ими привилегий не были подсудны имперскому суду.
В своих землях князья стали почти совершенно независи-1мыми от империи. Привыкнув во время 30-летней войны собирать войско и взимать налоги без согласия земских чинов, они стали это делать и в мирное время, не обращая внимания на решения и (протесты ландтагов. Вестфальский мир запретил подданным князей жаловаться на последних в имперский суд. Император по избирательным капитуляциям обязывался даже помогать князьям в борьбе с их подданными. Дворянство в ряде княжеств превратилось в придворную знать (Adel), жило за счет подачек от князей и под их властью сохраняло все свои привилегии. Духовенство находилось в полной зависимости от князей. Ландтаги либо вовсе не собирались, либо созывались только для видимости (например, в Брауншвейге, Менкленбурге и Вюртемберге).
Полицейское гос-во в Пруссии. Из всех германских государств особенно усилилось к XVIII веку маркграфство Бранденбургское, превратившееся в 1701 году в королевство Пруссию.
Причиной возвышения этого государства было перемещение торговых путей к берегам Атлантического океана. Через территорию Бранденбурга протекали важнейшие водные артерии, по которым направлялся транзит товаров, в частности, хлеб.
В Пруссии абсолютизм королевской власти и система управления государством приобрели черты, которые были типичны для ряда абсолютных монархий в XVII и XVIII веках. Именно эти черты оказались выраженными особенно резко в Пруссии.
Прежде всего в этом государстве получили широчайшее развитие бюрократизм и мелочная регламентация не только в системе государственного управления, но и частной жизни подданных, что является характерным для полицейского государства.
Основным принципом полицейского государства было полное отрицание всяких личных прав граждан.
Подданные не имели никаких гарантий против произвола власти и ее агентов.
Аресты, конфискации, преследования иноверцев, вскрытие частной переписки, всевластие цензуры, сожжение «опасных» книг рукой палача, гонения на писателей, вмешательство в личную жизнь всех и каждого, регламентация одежды и даже пищи — все это проявление полицейской системы управления в Пруссии.
Тем не менее некоторые прусские короли, и главным образом Фридрих II (1740—1786 гг.), пытались изображать свою систему как «просвещенный абсолютизм».
Просвещенный абсолютизм Австрии. Идея просвещенного абсолютизма возникла на почве французской просветительной философии XVIII века. Один из блестящих представителей этой философии— Вольтер полагал, что при союзе королей с философами можно мирным путем, без революции, провести ряд важных социальных реформ, в частности ликвидировать крепостничество и установить веротерпимость. Фридрих II изображал себя королем-философом, был в переписке и некоторое время в дружбе с Вольтером, но, разумеется, не ставил себе цель проводить рекомендованные философом реформы. Его «просвещенный абсолютизм» был простой данью веку и диктовался тактическими и дипломатическими соображениями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.