Нормандское завоевание и образование феодального государства Англии (англосаксонское государство в V—XI вв). Реформы Генриха 2, страница 2

Графства  англосаксонский государств  делились  на  сотни. Во главе сотни стоял сотник, избиравшийся на собрании сотни. Собрания сотни созывались один раз в месяц. В них принимали участие староста, священник, четыре самых уважаемых крестьянина от каждой сельской общины и все землевладельцы округа. Собранию сотни принадлежала уголовная и гражданская юрисдикция. На этих же собраниях рассматривались споры между сельскими общинами. К компетенции сотенных собраний относились засвидетельствование передачи прав на земельную собственность от одного лица к другому в пределах округа и раскладка налогов между общинами.

Самой низшей территориальной единицей англосаксов была    сельская община. Собрания общины, в которых принимало участие все взрослое мужское население  общины,   решали  хозяйственные вопросы (о севообороте, о выпасах скота и др.), разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры между жителями деревень, входивших в общину. Во главе общины стоял староста. В полицейских целях   общины   были   разбиты   на десяти-дворки. 

Предисловие к Реформам Генриха 2.

Государство и право Англии в период ранней феодальной монархии (XI—XV вв.) Завоевание англосаксонского государства норманами совпало с окончательным утверждением господства в нем феодальных производственных отношений. «Именно с этого момента можно считать феодализм в Англии окончательно утвердившимся» .

Успешное завоевание Англии норманами обусловливалось, во-первых, тем, что завоевание не влекло за собой изменения общественного строя англосаксов, во-вторых тем, что войско Вильгельма было лучше организовано, чем войско англосаксов. Норманы пополнили ряды господствующего класса англосаксонского общества, значительная часть которого была истреблена в ходе завоевания.

Оставшаяся часть англосаксонских феодалов сохранила за собой земли и свою принадлежность к господствующему классу ценой клятвы верности новому королю, чью власть они признали законной. Да и сам Вильгельм I считал свою власть продолжением власти англосаксонских королей и при короновании дал обещание сохранять старые законы и обычаи страны. Тем не менее завоевание норманов оказало существенное влияние на дальнейшее развитие общественного и государственного строя Англии.

В усилении королевской власти были заинтересованы феодалы-нормандцы, поскольку им было необходимо держаться в завоеванной    стране    сплоченной    организацией    под    сильной властью короля.

Вышеуказанные обстоятельства (несмотря на заметное ослабление центральной власти в начале правления Генриха I и при Стефане —в первой половине XII в.) обусловили дальнейшую централизацию Англии и прогрессирующее усиление королевской власти при Генрихе II (1154—1189 гг.). Восстание крупных баронов против ГенрихаII показало, кроме всего прочего, ту опасность, какую для единства страны таили в себе эти дружины. Дальнейшее усиление королевской власти Генрих II мог осуществить только реорганизуя армию.

Независимость от феодальных ополчений была им достигнута в результате предоставления феодалам права замены личной - воинской повинности денежной повинностью — уплатой щитовых денег (scutagium) 2. Проведение реформы в жизнь повлекло за собой, с одной стороны, превращение феодалов в простых помещиков, с другой — получение королем денежных средств для содержания наемного войска.

Существенное изменение в организации английской армии было связано с изданием Генрихом II в 1181 году ассизы «О вооружении», предусматривавшей распространение воинской повинности на все свободное население страны.

Сущность    военных реформ Генриха II состояла в том, что в результате их проведения создавалась наемная армия, а в ополчение призывались только свободные граждане. Господствующие классы Англии боялись доверить оружие крепостным крестьянам (зависимому населению). «И повелел король,— сказано в ассизе «О вооружении», — чтобы ни от кого не принималась присяга об оружии, кроме свободного человека».

Стремясь восстановить верховенство королевской власти по отношению к церкви и духовенству, Генрих II издал в 1164 году Кларендонские конституции.

Согласно этим конституциям, все духовные лица, получившие лен от короля, обязаны были отвечать за него перед королевскими судьями и чиновниками и выполнять все повинности, вытекающие из владения землей  (ст. 11). Король признавался верховным апелляционным судьей по делам, рассмотренным церковными судами (ст. 8). Без его согласия ни светские феодалы, ни чиновники короля не могли быть отлучены от церкви, а сами духовные лица, если их звали в королевский суд, должны были являться без промедления (ст. 3). Замещение вакантных высших духовных должностей, согласно ст. 12 конституции, должно было производиться в результате выборов в королевской капелле и с согласия короля.

Кларендонские конституции призваны были сыграть большую роль в усилении королевской власти, но под сильным давлением—духовенства, которое резко возросло после убийства Фомы Бекета, Генрих II отступил и отказался от ряда их положений. Так попытки подчинить церковь королевской власти окончились неудачей.