Ответы на экзаменационные вопросы по Менеджменту
1. Понятие организации. Определение и основные функции менеджмента
Менеджмент – наука, которая базируется на различных фундаментах, самостоятельная область знаний, которая является междисциплинарной, сочетающей науку, опыт, творчество, информационные технологии и внешнюю среду управления.
Всякий процесс управления содержит две взаимосвязанные части:
- объект управления (то, чем управляют)
- субъект управления (тот, кто управляет)
Процесс управления – совокупность взаимосвязанных действий или управленческих функций.
Основные функции:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
Планирование – принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что необходимо делать для их достижения.
Функция планирования должна отвечать на вопросы:
- «где находится организация в настоящее время?» (оценить слабые и сильные стороны организации в части финансового маркетинга, производства, трудовых ресурсов, своей технологии и т.д.)
- «куда должна идти организация?» (оценка возможностей и опасностей в окружающей среде, таких как конкуренция, законодательная база, политические и экономические факторы, технологические и социальные аспекты и пр.)
- «каким образом организация будет добиваться успеха?» (какой подход и какая методика?)
Планирование, как стратегическое, так и оперативное – постоянный процесс.
Организовать – сделать некоторую структуру и определить роли и задачи каждого элемента из этой структуры.
Поскольку работы выполняются людьми, то организационная структура должна определить, кто именно должен выполнять конкретные задания. Руководитель делегирует задания и полномочия и берёт на себя ответственность за работу. Отличие власти – возможность влиять на ситуацию, полномочия – распоряжаться частью финансовых ресурсов фирмы. С помощью организации формируется вертикаль: начальник – подчинённый.
Мотивация – осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы, в соответствии с делегированием сотрудников служебными обязанностями.
Раньше считалось, что люди будут лучше и больше работать, если имеется возможность больше зарабатывать, однако специалисты доказывают несостоятельность чисто экономического подхода.
Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.
Функция контроля – процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своей цели.
Существует три аспекта осуществления контроля:
- установление стандартов (нормативы, технологии, нормы)
- измерение того, что достигнуто, и сравнение с планом
- коррекция отклонений или плановых показателей
2. Этапы развития менеджмента
Дисциплина появилась в конце ХIX века и стала развиваться в начале ХХ века.
Менеджмент можно подразделить на 4 направления (цифры):
Использование соответствующего измерения: хронометраж, киносъёмка.
Стала классическая задача Тейлора о землекопе (какой должна быть лопата). В основе – задача управления, направленная на повышение производительности труда.
- разработка рационально-функциональной схем управления организацией (способы разделения на функциональные группы и подразделения). Один человек может командовать семью-восемью
- построение организационной структуры управления работниками (кто – начальник, кто – подчинённый)
Однако, в классической школе не было уделено внимание социальным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.