Корни и причины межнациональных, межэтнических конфликтов. Гармонизация национальных отношений в России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

выражением этноцентризма со стороны господствующей группы, т.к. их угнетатели считали себя выше угнетённой группы в биологическом и культурном отношении.

Наряду с расой выделяют и такие этнические общности, как род (клан), племя, народность, нация. К ним примыкают национальные (этнические) и этнографические группы.

Характерной особенностью рода и племени как наиболее ранней формы общинной организации является то, что они были основаны на кровнородственных связях.

Все народы мира прошли через эту первоначальную стадию развития.

В условиях рабовладельческого общества возникают народности. Это не просто объединение племён, а качественно новая общинная организация людей. Её основой являются территориальные, экономические связи людей при наличии частной собственности. Народности присущи единые язык, культура, религия, обычаи, традиции, психологический склад и т.д. Народности существуют и сейчас во многих странах, в том числе и развитых.              В Великобритании — уэльцы, нормандцы. Во Франции — корсиканцы.          В России — северные народности.

С разложением феодального строя и зарождением капитализма возникает новая форма общности людей — нация. При этом необходимо иметь в виду, что сами понятия “нация”, “национальность” возникли задолго до образования нации в современном смысле слова. Устойчивая общность экономических связей является важнейшим признаком нации. Другим          важнейшим признаком нации выступает язык. Но в отличие от                        народности, где преобладает народный язык (народные песни, былины, сказания, пляски), у нации формируется литературный язык, диалекты сохраняют местное, локальное значение. Для нации характерно этническое самосознание.

Этническое (национальное) самосознание — отражение сознания нации и другой этносоциальной общности в индивидуальном сознании их членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимоотношения между ними. При определённых условиях именно в сфере сознания, а впоследствии и в поведении, возникает возможность появления национализма. Его основу составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Как формы, так и признаки этносов находятся в постоянном движении: одни возникают, другие исчезают. Из истории, к примеру известно, что некоторые народы возникли в древности и сохранились до сих пор (греки, армяне, грузины и др.). Такие этносы, как варяги, скифы, половцы, исчезли.

Разные нации складывались в разное время. Известно, что английская нация стала складываться в XV - XVI вв., русская в XVII - XVIII вв., немецкая в XVIII - XIX вв. Формирование наций продолжается и в настоящее время.

Каждый признак нации требует, по меньшей мере, серьёзных корректив.

Сегодня в коренном пересмотре нуждается национально-территориальный принцип, положенный в основу государственного устройства. Его суть: каждая нация должна иметь свою государственно-территориальную автономию. Это и служит главным источником межнациональных конфликтов, нередко выливающихся в вооруженное противостояние.

Однако существует другой — экстерриториальный подход. Этот  подход — “национально-культурная автономия”. Он получил               широкое распространение в Западной Европе и России перед первой мировой войной.  Сегодня эта концепция реализуется во многих цивилизованных странах.

Основная идея национально-культурной автономии выражается в отделении от государства и органов местного самоуправления, властных функций, связанных

Похожие материалы

Информация о работе