Государственный кредит, его сущность и роль в финансовой системе.
Гос.кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и физ. и юр.лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Характеристики гос.кредита:
1) носит добровольный характер;
2) срочность;
3) возвратность;
4) платность;
5) обеспеченность (имущество государства, находящееся в его собственности);
6) нецелевой характер.
Функции гос.кредита:
1) распределительная, именно распределение фин.ресурсов, налогового бремени между поколениями;
2) регулирующая (регулирование денежного обращения);
3) контроль.
Гос.заимствование РФ – это займы, привлекаемые от физ и юр.лиц иностранных государств, международных финанс.организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, как Заемщика или Гаранта погашения займов др. заемщиками.
Гос.заимствование подразделяется на внутренние и внешние.
Краткосрочные долговые обязательства (до 1 года)
Среднесрочные (от 1 до 5 лет)
Долгосрочные (до 30 лет)
Выступая, как Кредитор, РФ предоставляет кредиты, как внутренние, так и внешние.
Внутренние – выдаются бюджетным учреждениям, юр.лицам, органам исполнительной власти нижестоящих бюджетов, при этом бюджетные кредиты предоставляются на возвратной и возмездной основе.
Внешние – иностранным государствам, юр.дицам и международным финансовым организациям.
Гос.кредит входит в состав фин.системы. Фин.система – это совокупность различных сфер и звеньев фин.отношений, взаимосвязанных между собой. Как экономическая категория гос.кредит совмещает особенности таких фин.категорий, как финансы и кредит. Как звено фин.системы, гос.кредит обслуживает формирование централизованных фондов государства.
В настоящее время РФ выступает и в качестве кредиторм и в качестве заемщика. Несмотря на то, что фед.бюджет исполняется со значительным профицитом, Россия прибегает к внешним и внутренним займам. В то же время РФ является крупнейшим кредитором.
3. Роль финансов в распределении и перераспределении ВВП.
Финансы выполняют 3 осн.фунции:
1) распределительная – связана с распределением ВВП и его осн.части НД. Включает 2 этапа:
1. Первичное распределение НД по месту его создания, т.е. в сфере материального производства. В результате первичного распределения формируются первичные доходы, сумма которых равна НД.
2. Перераспределение с использованием таких инструментов, как налог, кредит, цены. В результате перераспределения формируются общегосударственные фонды, т.е. бюджеты всех уровней бюджетной смстемы и бюджеты гос.внебюджетных фондов (ВБФ). Перераспределение НД происходит в интересах развития экономики страны в целом. Перераспределение происходит между производственной и непроизводственной сферой, между отдельными регионами страны, между соц.слоями населения.
2) контрольная – проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и распределением их по целевому назначению Фин.контроль охватывает производственную и непроизводственную сферу. Проявляется:
1. при разработке программ, смет, бюджета;
2. при использовании ден.фондов и исполнении программ, смет;
3. в процессе проведения итогов.
Контрольная функция реализуется через:
1. фин.контроль в отдельных организациях;
2. финансово-бюджетный контроль;
3. кредитно-банковский контроль.
3) регулирующая – имея такой фин.рычаг, как распределение ден.средств и управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Сущность регулирующей функции – в воздействии государства через фин.инструменты на экономическую сферу. Способы воздействия: цены, тарифы, налоги, пошлины.
Расширенное воспроизводство – это непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и основной его части – НД.
Финансы выступают, как экономический инструмент хозяйствования, количественно и качественно влияющий на процессы производства. Количественное воздействие определяется объемом, мобилизуемых и распределяемых фин.ресурсов. Качественное влияние осуществляется ч/з организации фин.отношений.
Направления фин.воздействия на процессы общественного развития:
1) фин.обеспечение, потребности расширенного воспроизводства;
2) фин.регулирование экономических и социальных процессов;
3) фин.стимулирование результатов деятельности.
Фин.обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет фин.ресурсов, аккумулируемых хозяйств.субъектами и государством.
Формы фин.обеспечения воспроизводственных затрат:
1) самофинансирование – основано на использовании собст.фин.ресурсов субъектов хозяйствования;
2) кредитование – расходы субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на условиях срочности, платности, возвратности;
3) бюдж.финансирование – производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов гос. ВБФ.
4. Расходы государства на социальные цели и источники их финансирования.
Бюджетное финансирование – система предоставления ден.средств бюджета получателем на проведение мероприятий, предусмотренных законом о бюджете на очередной год на безвозвратной и безвозмездной основе.
Общие источники финансирования соц.целей:
- бюджетные средства;
- средства ВБФ;
- средства дом.хозяйств;
- средства организаций.
Расходы бюджета на здравоохранение:
- за счет фед.бюджета финансируются крупнейшие мед.центры, больницы фед.значения, научные учреждения, ведомственные мед.учреждения;
- из регион.бюджетов финансируются: республиканские, областные, краевые, мед.учреждения и противоэпидемиологические мероприятия;
- из местных бюджетов: больницы, поликлиники, амбулатории, фельдшерские пункты.
- из фед.бюджета: высшие образования;
- из регион.бюджетов: средне-профессиональные и часть начально-профессионального;
- из местных бюджетов: дошкольные учреждения, учреждения общего образования, часть начального среднего образования.
Особенность финансирования объектов культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности.
Соц.политика – политка государства по отношению к формированию уровня жизни населения и оказания ему различных соц.услуг.
Финансируются из бюджетов всех уровней бюджетной системы, но в большей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.