В развитии предмета эк. теории можно выделить 3 этапа: экономия, полит. экономия, экономикс. Предмет эк. теории определился не сразу, он явл. Результатом длит. исторического развития. Уже первобытные люди видели зачатки экономических знаний, имели определенные представления об отношениях, складывающ. между членами первобытной общины по поводу пр-ва, распределения, потребления и обмена жизненных благ. Но эти представления еще не выделились в самост область знаний. Эк теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хоз-ве. «Экономию» впервые предложил Ксенофонт. Встречается он и у Аристотеля в рамках учения о справедливости. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хоз-ве. Аристотель: два вида хоз деятельности: экономия – хоз-во ради сомообеспечения и хремастика – хоз-во с целью обогащения.
«Ойкономия» – изучение, ведение домашнего хоз-ва; «ойкос» – дом, «номия» – наука.
Обзор истории экономической науки.
Меркантилизм – система экономических взглядов в Европе XVI-XVII вв. Основные представители: Т. Мен, А. Монкретьен, Дж. Лоу. Это течение фиксирует деньги как главного, а порой и единственного компонента благополучия и богатства. А так как деньги в то время - это благородный металл, то основой крепкой, стабильной и процветающей экономики государства они считали его золотой запас. Физиократизм, то есть “власть природы”, экономическое течение, развивавшееся в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму. Его основатель Ф. Кенэ, наиболее крупные представители В. де Мирабо и Ж. Тюрго. Считали богатством не деньги, а “производство земли”. Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность являются источником богатства общества. Классическая школа – наиболее распространенное учение. Это учение А. Смита и его последователей Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля. Прародителем этого течения являлся У. Петти. У них экономическая наука - учение о богатстве и способах его увеличения.
Среди деятелей утопического социализма и коммунизма необходимо выделить К. Маркса, который опирался на трудовую теорию стоимости, воззрения классической школы, с некоторыми видоизменениями. Маржинализм. Один из основ методологических принципов неоклассической политэкономии, основанный на использовании предельных величин в анализе экономических явлений. Это течение развивали У. Джевонсон и Л. Вальрас. Зародилось как направление, утверждающее, что экономическая стоимость определяется обменным курсом (ценой) последней единицы поступившего на рынок товара. Представители: американец Дж. Б. Кларк, швейцарец В. Парето, основоположники Австрийской школы: К. Менгер, Э. Бем-Баверк.
Кейнсианство - 1-о из основных направлений экономической мысли XX в., заложенное работами Дж. М. Кейнса (“Общая Теория занятости % и денег”). Кейнсианство рассматривало вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей. Последователи: Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Р. Харрод и др.
2. Классическая п/э (политэкономия). Марксизм
Классическая п/э.
В. Петти(Англия) начинает изучать объективные экон. закономерности. Физиократы(глава – Фр. Кенэ) сформулировали лозунг экон. либерализма, считали производительным только труд в с/х.
Адам Смит. Основной труд – «Исследования о природе и причинах богатства народов. Разработал теорию рын. экон. системы, создал правило «невидимой руки», ввел понятия позитивной и нормативной функции экон. теории. Выдвинул 4 разные теории стоимости. Среди них трудовая теория стоимости.
Др. представители: П. Буагильбер, Д. Рикардо (закон сравнительных преимуществ, углубил и сделал более последовательной трудовую теорию стоимости), Д.С. Милль, Т.Р. Мальтус, Ж.Б. Сэй (совершенная саморегулируемость рын. системы).
Для этого времени характерно: начало распространения первоначально накопленных капиталов в пром-ть, зарождение и становление рын. отношений; распространение предпринимательства из сферы обращения в сферу производства, однако рынок еще не насыщен, господствует производитель.
Классическая п/э рассматривает в качестве предмета науки процесс производства и общественного воспроизводства, в рамках которых создается богатство нации. Богатство нации зависит от количества созданных товаров, изучаются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.