Прямые экономические (тарифные) методы регулирования

Страницы работы

Содержание работы

17. ПРЯМЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (ТАРИФНЫЕ) МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Госзаказ представляет собой важнейшую форму структурного преобразования экспортноимпортных операций. Например, продукция военного производства и технологий двойного значения, согласно действующему законодательству, относится к строго регулируемой для внешнеторговой деятельности. Поставка ее в большинстве своем определяется соответствующими межправительственными соглашениями, а отсюда именно госзаказ может определить для товаропроизводителей согласованные технические параметры, объем и сроки поставки продукции. При этом госзаказ может рассматриваться лишь как мера госрегулирования, соответствующая международным торговым правилам в части поддержания добросовестной конкурентной среды во всех странах — членах ГАТТ, когда он распределяется на основе тендеров или конкурсов между национальными производителями независимо от форм собственности последних. В противном случае госзаказ выступает в форме открытой господдержки отдельному производителю, ставя его в заранее более выгодные условия по отношению к другим. При этом следует помнить, что в этом случае производитель снижает свою требовательность к повышению конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке, а следовательно, госзаказ может быть расценен другими государствами как несогласованная заранее мера торгового протекционизма, и ответом на нее будет введение встречных санкций со стороны стран — импортеров продукции.

Различные программы это очень действенный рычаг воздействия на экономическую деятельность, но при условии их реального ресурсного обеспечения, в том числе и финансового. В России в условиях жесткого сдерживания роста дефицита государственного бюджета целый ряд довольно интересных программ по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе иностранных инвесторов, развитию и совершенствованию структуры экспорта до 2005 г. и др. лишены реального ресурсного обеспечения, в связи с чем их эффект воздействия ощутим в очень слабой степени. Так, программа развития экспорта до 2005 г. имеет три этапа: 1996—1997 гг., 1998—2000, 2000—2005 гг. На первом этапе предусматривалась поддержка за счет госбюджета экспортоориентированных производств, страхование коммерческих рисков экспортеров, инвестирование за счет бюджета на конкурсной основе проектов экспортной ориентации; создание единого банка данных и развитие сети услуг; совершенствование системы госуправления и правового обеспечения, в том числе по линии торгпредств РФ. На втором и третьем этапах предполагалось расширение объемов экспорта и его диверсификация, поддержка инновационного ассортимента с ориентацией на готовый конечный продукт.

Однако ограниченность бюджетных ресурсов, недоучет привлечения и отсутствие реального механизма вовлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, в том числе и внешних, привели лишь к фрагментарности исполнения этой программы, а говоря проще, к ее практически невоплощению как комплексной системы развития экспортного потенциала.

В большинстве государств различного типа хозяйствования баланс интересов лобби и государства оформляется ежегодным договором — соглашением органов госвласти, профсоюзов и отраслевых объединений. В России в 1994 г. при МВЭС был создан Совет отраслевых объединений, задачами которого являлись:

• формирование единой экспортной политики, от сырья — к полуфабрикатам и готовой продукции, наукоемкой и технологически передовой;

• координация ценовой политики;

• создание инспекции по качеству экспорта и импорта;

• совместная защита интересов российских экспортеров на мировых рынках.

Все названные меры можно отнести к прямым мерам тарифного характера и, частично, к направлениям административно-управленческой ориентации.

Субсидирование инфраструктуры — важное звено всего комплекса тарифных мер, поскольку напрямую связано с формированием структуры экспортного потенциала, На примере специальных экономических зон Китая, свободной зоны Бразилии и других «островков» прорыва на мировой рынок с нетрадиционной для государства продукцией мы видим, что 75—85% всех инвестиций в инфраструктуру идут по линии государства, а оставшаяся часть, как правило, на смешанной основе: национальный плюс зарубежный инвесторы, при наличии достаточно веских государственных гарантий или страховок от всех видов риска. В этой связи необходимо четко представлять, что переориентацля структуры экспорта в сторону чаукоемкой технологии машинотехнической продукции невозможна без создания соответствующей инфраструктуры всему воспроизводственчому циклу в целом, включая звено реализации и iюслереализационао техсервиса.

IIлашIроВаIтИе н прогнозирование взаимосвязанные ПРОЦЕССЫ прямого воздействвяс стороны государства на Сферу ВЭД. Объясiшется это тем, что без прогноза и плана (по ис в СМЫСЛ безусловной директивы) невозможсю-к практически процесс поступательного хозяйствевнон развития, поскольку имеашо эти два компонента ориентируют как весь хозяйственный комплекi так и его структурные звенья, включая непосредственного производителя, на реализаци определенных целевых установок, при сохранении внутри- и межотраслевой конкуренции как одного из движителей экономического развития. Отсутствие же илачовопрогнозируемы перспектив ведет к зас’гоюо и депрессии в развитии как отдельного хозяйствующего субъек’га, та и комплекса в целом, обусловливает развитие регрессивных структурных деформаций, а экспортной деятельности — к утере сегмеюгга рьнка, измеiненвям в его структуре в сторо снижения доли высокотехююлогичгюй, наукоемкой продукции и ухудюгечию качества реализуемо продукции.

IIроцессы еIIряатизацшт и дена ционатiвзаiщи наююрямую связаны с формирование экспортно-импортююй политики любого государства. Смена собственников (к эффективным о юнсэффектишных) — это не только процесс преобразования отношений собственности, но и i iозиций прикладной науки формирование принципиально отличной моде. [И хозяйствовавия трансформируюоiцсй роль и место каждого структурного элемента хозяйственной деятельности, из задачи достижения максимально возможного экономического эффекта.

Похожие материалы

Информация о работе