Доброкачественные опухоли женских половых органов. Миома матки

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 11

на тему:  Доброкачественные опухоли женских половых органов. Миома матки.

для курсантов  4 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № ……

дата утверждения  ……………………..

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ ОПУХОЛИ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

ФИБРОМИОМА МАТКИ

Контингент обучаемых: учебные группы 4 курса, слушатели и курсанты 2, 3, 4 и 5 факультетов.

Учебные и воспитательные цели:

1. Цель занятия: Изучить основные клинические проявления и методы лечения, диспансерного наблюдения за больными с миомами матки; особенности беременности и родов у больных с миомой матки; оказание неотложной помощи больным с миомами при различных ургентных осложнениях в их течении. Приобрести практические навыки в методике обследования больных с миомой матки.

2. Учебно-целевые задачи:

- на основании данных анамнеза, наружного клинического исследования и влагалищного исследования обучить слушателей поставить диагноз миомы матки;

- провести дифференцированную диагностику с кистой яичника, беременностью, асцитом, опухолями кишечника, мочевого пузыря;

- назначить лечение в зависимости от симптомов заболевания, возраста больной, величины опухоли, локализации узлов;

- обучить курсантов практическим навыкам: сбор анамнеза, наружное клиническое обследование, пальпаторное определение опухоли, исходящей из малого таза, осмотр шейки матки и влагалища при помощи зеркал, определение величины нормальной и миоматозно измененной матки, оценка величины миомы в неделях беременности, локализация узлов, их консистенция;

- ознакомить слушателей с дополнительными методами диагностики: УЗИ, гисторосальпингография, пневмопельвиография, лапароскопия, кульдоскопия, диагностическое выскабливание матки.

Учебное время (количество и часов):  одно занятие - 4 часа.

Литература

Основная:

1.

Савельева Г.М., Брусенко В.Г. Гинекология. Учебник./ М.: Геотар.- Мед., 2004 – 480 с.

2.

Руководство к практическим занятиям по гинекологии./Под ред. проф.Ю.В.ВЦвелева и д.м.н. В.Г. а – СПб. ООО. «Издательство Фолиант».2007.427 с.

3.

Лекция: «Опухоли матки».

Дополнительная:

1.

Савицкий Г.А., Савицкий А.Г. Миома матки. (Проблемы патогенеза и патогенетической терапии). – СПб.: «ЭЛБИ». 2005.

2.

Миома матки (Современные проблемы этиологии, патогенеза, диагностики и лечения)/ Под ред. И.С.Сидоровой – М.: Медицинское информационное агенство. 2002.

3.

Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях. СПб. Гиппократ. 1992.

План проведения занятия и расчет учебного времени:

N п/п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время, мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Введение

Контроль базисных и исходного уровня знаний

Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий

Перерыв

Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя:

-  Курирование больных

-    Клинический разбор

Перерыв

-    Клинический разбор

-  Работа в операционной

Перерыв

Просмотр слайдов

Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия (разбор истории болезни, реферат)

Заключение.

5

20

20

10

25

20

10

25

10

10

25

20

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ.

1.  Подготовка реферативных сообщений (Этиология и патогенез   возникновения  миомы матки. Методы лечения миомы матки).

2.  Ролевые игры.

3.  Разбор больных.

4.  Решение ситуационных задач (см. приложение).

5.  Изучить практические навыки (осмотр послеоперационных препаратов, и поставить послеоперационный  диагноз).

Контроль исходного уровня знаний слушателей.

Методика проведения - устный опрос:

1.  В каком возрасте начинаются менструации, их продолжительность, регулярность, количество (до 300 мл), болезненность;

2.  При каких заболеваниях изменяется менструальный цикл (миомы матки, эндометриоз, гормональные нарушения, воспалительные заболевания);

3.  Понятие: менорагии, метроррагии, дисменореи, аменореи.

4.  Методы диагностики миомы матки.

5.  Методы лечения миомы матки.

6.  Показания к хирургическому лечению миомы матки.

7.  Современные возможности консервативной терапии миомы матки.

При сборе анамнеза, общем осмотре больной обратить внимание на следующие моменты:

Фамилия, имя, отчество, возраст, профессия.

Жалобы: боли, кровотечения, общая слабость, нарушение мочеиспускания и дефекации, обильные и длительные менструации, бели.

Анамнез:

- общий;

- гинекологический: начало менструаций, их регулярность, длительность, болезненность, маточные кровотечения (мено- и метроррагия), дата последних месячных.

Общее обследование: рост, масса тела, окраска кожных покровов и слизистых оболочек. Обследование органов и систем проводится по общепринятым методикам, пальпация живота, наличие опухоли, ее размеры, подвижность, консистенция и др.

Гинекологическое исследование: осмотр слизистой оболочки влагалища и шейки матки в зеркалах. Бимануальное  исследование. Величина матки, ее форма, консистенция, подвижность, отношение к мочевому пузырю, прямой кишке, наличие и локализация узлов, состояние придатков матки.

Применение дополнительных методов диагностики: клинический анализ крови (содержание гемоглобина, гематокрит, цветной

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
214 Kb
Скачали:
0