Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. преподаватель полковник м/с С
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 36
на тему: Переношенная беременность
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 74
дата утверждения 2007-02-13
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Переношенная беременность.
Учебные группы: курсанты 5 курса II, III, IV, V факультетов
(учебная группа в количестве 8-9 курсантов).
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Цель занятия: научить курсантов методике исследования беременных при переношенной беременности (общесоматический и акушерский анамнез, наружное акушерское исследование, измерение размеров таза, внутреннее, влагалищное исследование); изучить факторы, влияющие на течение и исход родов при переношенной беременности.
Частные цели занятия (практические навыки курсантов).
Курсанты должны уметь:
· четырьмя приемами наружного акушерского исследования определить положение, предлежание, позицию и вид плода;
· выслушать сердцебиение плода и определить его массу;
· измерить окружность живота, высоту стояния дна матки над лоном, размеры большого таза;
· произвести внутреннее (влагалищное) исследование и измерить диагональную конъюгату;
· на основании анамнестических, клинических и лабораторных данных определить срок беременности, сформулировать и обосновать развернутый диагноз переношенной беременности;
· составить план ведения родов и определить их прогноз.
Курсанты должны:
- выбирать и обосновывать лечебную тактику при переношенной беременности в условиях части и в условиях родильного отделения госпиталя (больницы);
- получить представление об операции кесарева сечения.
Учебное время - одно занятие (2 часа).
Учебно-материальное обеспечение:
1. Занятие проводится в дородовом, родильном и послеродовом отделениях. Обучаемые курируют 2-х – 3-х беременные с переношенной беременностью.
2. Литература:
Основная:
1. Акушерство (под ред. Г.М. Савельевой). - М.: Медицина, 2004. – 420 с.
2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии (под. ред. Ю.В.Цвелёва, В.Г. а). - СПб: ООО "Издательство Фолиант", 2004. – 640 с.
Дополнительная:
1. Дуда В.И. Акушерство. – М.: Оникс 21 век, 2005. – С. 84-92.
2. Кулаков В.И. Клинические рекомендации: акушерство и гинекология. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2005. – С. 38-40.
3. Норвитц Э.Р., Шордж Д.О. Наглядные акушерство и гинекология (пер. с англ.). - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2003. – С. 79-84.
4. Перинатальное акушерство (под ред. проф. В.Б.Цхай). - М.: Медицинская книга. - Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 416 с.
3. Технические средства обучения: диапроектор с набором слайдов в кассете в количестве 28 штук.
4. Наглядные пособия:
· таблицы и рисунки (женский таз, сагиттальный распил; измерение окружности живота сантиметровой лентой; измерение высоты стояния дна матки при переношенной беременности; наружное измерение таза (ромб Михаэлиса);
· костный таз, кукла, муляж женского таза, тазомер, акушерский стетоскоп, сантиметровая лента.
№№ пп |
Учебные вопросы |
Время (мин) |
1. |
Введение |
5 |
2. |
Контроль исходного уровня знаний курсантов |
10 |
3. |
Контроль усвоения курсантами плана обследования беременных с переношенной беременностью |
10 |
4. |
Самостоятельная работа курсантов с беременными |
20 |
5. |
Клинический разбор беременных (либо решение задач) |
30 |
6. |
Заключение (подведение итогов занятия) |
15 |
§ Этиология и патогенез перенашивания беременности;
§ Новые медицинские технологии по проблеме переношенной беременности.
- Работа в малых группах:
§ Реабилитация родильниц в позднем послеродовом периоде.
Содержание и методика проведения занятия
Перенашивание беременности – термин, применяемый для описания синдрома нарушения созревания плода при беременности, продолжающейся более 42 недель. Роды при перенашивании называют запоздалыми. Приблизительно 10% всех беременностей продолжается более 42 недель, из них 14% длятся более 43 недель.
Средняя продолжительность беременности составляет 280 дней (40 недель) с первого дня последней менструации, или 266 дней с момента овуляции при 28-дневном цикле (правило Негеле).
Точный срок беременности имеет первостепенное значение и может быть определён многочисленными методами в различные сроки беременности. Данные о первом дне последней менструации и длительности менструальных циклов - важная информация для определения срока беременности.
Точное определение срока беременности :
- первое посещение врача в ранние сроки беременности помогает выявить соответствие размеров матки сроку беременности.
- УЗИ - точный метод определения срока беременности во втором триместре
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.