Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 29
на тему: Нормальный послеродовый период.
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 65
дата утверждения 2006-04-12
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Учебные и воспитательные цели:
1. Цель занятия: Сформировать у курсантов устойчивые знания о физиологии послеродового периода, научить клиническому мышлению по течению и ведению послеродового периода.
2. Учебно-целевые задачи:
Курсанты и слушатели должны знать:
- Определение раннего и позднего послеродового периода.
- Изменения в организме женщины в послеродовом периоде.
- Тактику ведения раннего и позднего послеродового периода.
- Правильную технику кормления грудью новорожденного.
Курсанты и слушатели должны уметь:
- Оценивать состояние родильницы в послеродовом периоде.
- Пальпировать молочные железы.
- Определять степень инволюции послеродовой матки и характер лохий.
Курсанты и слушатели должны быть ознакомленными:
- С методикой снятия швов с кожи промежности.
- УЗИ послеродовой матки.
3. Воспитательные цели
При проведении занятия напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения деонтологических правил при общении с родильницей.
Учебное время – 4 часа (одно занятие).
Учебно-материальное обеспечение:
- Занятие проводится в послеродовом отделении с родильницами разных суток послеродового периода. Для анализа течения родов и послеродового периода используются истории родов. Посещается кабинет УЗИ.
Литература:
a. обязательная (основная);
1. |
Акушерство: учебник для мед.вузов (Э.К.Айламазян)-6-е изд.испр. и доп. СПб.:Спец. Лит.,2007-528с. |
2. |
Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии / Под ред. Ю.В. Цвелева и В.Г. а. – СПб.: Изд-во Фолиант, 2007. – 640с |
b. дополнительная;
1. |
Долгов Г.В., Цвелев Ю. В., Малинин В. В. Биорегулирующая терапия в акушерстве и гинекологии. — СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. — 144 с |
2. |
Поликлиническая гинекология / Под ред. проф. В.Н.При-лепской. — М.: МЕДпресс- информ, 2004. — 624 с, ил. |
3. |
Гинекология / Сильвия К.Роузвиа ; Пер. с англ. ; Под общей ред. акад. РАМН Э.К.Айламазян — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 520 |
4. |
Гинекология / Сильвия К.Роузвиа ; Пер. с англ. ; Под общей ред. акад. РАМН Э.К.Айламазян — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 520 с |
Технические средства обучения:
Истории родов, снимки УЗИ послеродовой матки, видеофильм о технике правильного кормления новорожденного.
План проведения занятий и расчет учебного времени
. |
Учебные мероприятия и вопросы |
Время (мин.) |
Самостоятельная работа (подготовка) к занятию |
120 мин |
|
Практическое занятие |
||
1. |
Введение |
5 |
2. |
Контроль базисных и исходного уровней знаний обучаемых |
40 |
3. |
Самостоятельная работа обучаемых с родильницами в послеродовом отделении: -оценка субъективного и объективного статуса родильниц, анализ имеющихся в истории родов, данных дополнительных методов обследования, посещение кабинета УЗИ. |
45 |
4. |
Тематический обход пациенток. |
30 |
5. |
Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей и курсантов по ведению послеродового периода. |
45 |
6. |
Проведение лечебной физкультуры с родильницами |
10 |
7. |
Заключение. Подведение итогов занятия |
5 |
Частная методика преподавания.
1. Устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для изучаемой темы знания.
2. Курация родильниц в послеродовом отделении.
3. Методики освоения практических навыков:
o осмотра и пальпации молочных желез.
o пальпации послеродовой матки и определения степени ее инволюции.
o снятия швов с промежности.
Содержание и методика проведения занятия
1.Введение. Послеродовой, пуэрперальный, период – заключительная стадия гестационного процесса, характеризующаяся обратным развитием изменений, связанных с беременностью и родами, становлением и расцветом лактационной функции молочных желез, восстановлением деятельности гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы.
Послеродовой период начинается после рождения последа и длится в среднем 6–8 недель, женщину в этот период называют родильницей. |
Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для изучаемой темы знания .
Завершение родов приводит к развитию изменений в большинстве органов и систем женщины, приводящих к восстановлению их функций и формированию новых, связанных со становлением лактации
Важными показателями нормального течения послеродового периода являются температура тела и пульс родильницы.
Пульс обычно ровный, хорошего наполнения, вместе с тем отличается двумя качествами: брадикардией и неустойчивостью (при небольшой физической нагрузке пульс учащается до 100 и более ударов в минуту). Замедление пульса является в прогностическом плане благоприятным симптомом.
У большинства здоровых родильниц температура тела остается нормальной. Однако у части женщин в первые часы после родов отмечается повышение температуры тела до субфебрильных значений. Это состояние рассматривается как следствие попадания в кровоток матери небольших количеств околоплодных вод или элементов хориона, работы всей мускулатуры тела во время родов. Всякое повышение температуры тела до 38 °C и выше и субфебрильная температура
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.