Нормальный послеродовый период. Физиология послеродового периода

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 29

на тему:  Нормальный послеродовый период.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 65

дата утверждения  2006-04-12

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема:Физиологический послеродовой период

Контингент обучаемых: учебные группы 5 курса, факультетов подготовки врачей.

Учебные и воспитательные цели:

1.  Цель занятия: Сформировать  у курсантов  устойчивые знания о  физиологии послеродового периода, научить клиническому мышлению по течению и ведению послеродового периода.

2.  Учебно-целевые задачи:

Курсанты и слушатели должны знать:

-  Определение раннего и позднего послеродового периода.

-  Изменения в организме женщины в послеродовом периоде.

-  Тактику ведения раннего и позднего послеродового периода.

-  Правильную технику кормления грудью новорожденного.

Курсанты и слушатели должны уметь:

-  Оценивать состояние родильницы в послеродовом периоде.

-  Пальпировать молочные железы.

-  Определять степень инволюции послеродовой матки и характер лохий.

Курсанты и слушатели должны быть ознакомленными:

-  С методикой снятия швов с кожи промежности.

-  УЗИ  послеродовой матки.

3.  Воспитательные цели

При проведении занятия  напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения  деонтологических правил при общении с родильницей.

Учебное время – 4 часа (одно занятие).

Учебно-материальное обеспечение:

-  Занятие проводится в послеродовом отделении с родильницами разных суток послеродового периода. Для анализа течения родов и послеродового периода используются истории родов. Посещается кабинет УЗИ.

Литература:

a.  обязательная (основная);

1.   

Акушерство: учебник для мед.вузов (Э.К.Айламазян)-6-е изд.испр. и доп. СПб.:Спец. Лит.,2007-528с.

2.   

Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии / Под ред. Ю.В. Цвелева и В.Г. а. – СПб.: Изд-во Фолиант, 2007. – 640с

b.  дополнительная;

1.   

Долгов Г.В., Цвелев Ю. В., Малинин В. В. Биорегулирующая  терапия  в  акушерстве  и  гинекологии.   — СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2004. —  144 с

2.   

Поликлиническая гинекология / Под ред. проф. В.Н.При-лепской. — М.: МЕДпресс- информ, 2004. — 624 с, ил.

3.   

Гинекология / Сильвия К.Роузвиа ; Пер. с англ. ; Под общей ред. акад.  РАМН Э.К.Айламазян — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 520

4.   

Гинекология / Сильвия К.Роузвиа ; Пер. с англ. ; Под общей ред. акад.  РАМН Э.К.Айламазян — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 520 с

Технические средства обучения:

Истории родов, снимки УЗИ послеродовой матки, видеофильм о технике   правильного кормления новорожденного.

План проведения  занятий и расчет учебного времени

.

Учебные мероприятия и вопросы

Время

(мин.)

Самостоятельная работа (подготовка) к занятию

120 мин

                                     Практическое занятие

1.

Введение

5

2.

Контроль базисных и исходного уровней знаний обучаемых

40

3.

Самостоятельная работа обучаемых с родильницами в послеродовом отделении:

-оценка субъективного и объективного статуса родильниц, анализ имеющихся в истории родов, данных дополнительных методов обследования, посещение кабинета УЗИ.

 45

4.

Тематический обход пациенток.

30

5.

Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей и курсантов по ведению послеродового периода.

45

6.

Проведение лечебной физкультуры с родильницами

10

7.

Заключение. Подведение итогов занятия

5

Частная методика преподавания.

1. Устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для изучаемой темы      знания.

2. Курация родильниц в послеродовом отделении.

3. Методики освоения практических навыков:

o  осмотра и пальпации молочных желез.

o  пальпации послеродовой матки и определения степени ее инволюции.

o  снятия швов с промежности.

Содержание и  методика  проведения занятия

1.Введение. Послеродовой, пуэрперальный, период – заключительная стадия гестационного процесса, характеризующаяся обратным развитием изменений, связанных с беременностью и родами, становлением и расцветом лактационной функции молочных желез, восстановлением деятельности гипоталамо-гипофизарно-яичниковой системы.

Послеродовой период начинается после рождения последа и длится в среднем 6–8 недель, женщину в этот период называют родильницей.

2.Контроль базисных и исходного уровня знаний курсантов и слушателей

Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для изучаемой темы знания .

Изменения  в организме женщины в послеродовом периоде.

Завершение родов приводит к развитию изменений в большинстве органов и систем женщины, приводящих к восстановлению их функций и формированию новых, связанных со становлением лактации

Основные клинико-лабораторные показатели

Важными показателями нормального течения послеродового периода являются температура тела и пульс родильницы.

Пульс обычно ровный, хорошего наполнения, вместе с тем отличается двумя качествами: брадикардией и неустойчивостью (при небольшой физической нагрузке пульс учащается до 100 и более ударов в минуту). Замедление пульса является в прогностическом плане благоприятным симптомом.

У большинства здоровых родильниц температура тела остается нормальной. Однако у части женщин в первые часы после родов отмечается повышение температуры тела до субфебрильных значений. Это состояние рассматривается как следствие попадания в кровоток матери небольших количеств околоплодных вод или элементов хориона, работы всей мускулатуры тела во время родов. Всякое повышение температуры тела до 38 °C и выше и субфебрильная температура

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
264 Kb
Скачали:
0