По достижению цели и продолжительности выполнения НИР классифицируется на: фундаментальные, поисковые, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования – это исследования, имеющие своей целью открытие новых закономерностей, получение совокупности новых научных результатов, составляющие основу для возникновения других исследований.
Результаты фундаментальных исследований являются основой для но- вых фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и разработок, а иногда причиной возникновения нового направления в развитии науки и техники.
Поисковые исследования – исследования, опирающиеся на существующие фундаментальные теории и направлены на совершенствование тео- ретических направлений и методологий.
Результаты могут быть использованы в дальнейших поисковых или в прикладных исследованиях и разработках. Общенаучный эффект меньше, чем в фундаментальных. Возможна оценка технико-экономической целесо- образности НИР.
Прикладные исследования – работы, направленные на анализ и обобщение на научной основе результатов, достигнутых в различных областях науки. Направленный характер исследований.
Результатами могут быть: схемы, модели, макеты, методики и т.п., для использования в начале разработок. Время выполнения – нормировано. Воз-можен расчёт экономической эффективности НИР.
Разработки – это работы, направленные на использование результатов прикладных исследований для конкретного решения научно-технических за- дач в материализованном виде.
Материализованный результат с технически лучшими, чем у аналога, параметрами. Предполагается получение лицензий, патентов, авторских свидетельств, рационализаторских предложений. Сроки выполнения строго регламентированы. Обязателен расчёт экономической эффективности НИР.
При рассмотрении эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) необходимо различать понятия:
эффект и эффективность.
Эффект – полезность достигнутого результата, а эффективность – эффект с учётом затрат на его получение.Поэтому не всегда эффект прини- мается к исполнению, так как, может оказаться, что его применение не ком- пенсируют затраты на его получение.
С точки зрения целевого использования результатов НИОКР эффект может быть: научный, технический, экологический, социально-политичес-кий, экономический и учебно-исследовательский.
Научный эффект – получение новых научных результатов, увеличивающих объём знаний о природе, технике и обществе, развивающих теорети- ческую базу в данном научном направлении, позволяющих выявлять новые закономерности, которые могут быть использованы в практике.
Технический эффект – получение новых данных, применение которых способствует совершенствованию техники, технологии, материалов и т.п.
Экологический эффект – получение результатов, обеспечивающих сох- ранность окружающей среды или восстановление нарушенного ранее эколо- гического равновесия.
Социально-политический эффект – повышение престижа российской науки и техники на международном уровне, улучшение жизни и сохранения работоспособности и здоровья людей.
Экономический эффект – результаты исследования используются в виде новых машин, технологических процессов, механизмов, материалов и т.п. Расчёт экономической эффективности (эффекта) по фундаментальным ис- следованиям, как правило, нецелесообразен, так как результаты теоретичес- ких исследований обычно не могут быть представлены при помощи количес- твенных показателей.
Учебно-исследовательский эффект – проявляется в том, что НИОКР, выполняемые в высших учебных заведениях, оказывают влияние на повыше- ние квалификации профессорско-преподавательского состава, на качество учебного процесса и, следовательно, на уровень подготовки выпускаемых специалистов.
В процессе проведения исследований по мере перехода от фундаментальных до разработок изменяется доля общенаучного и экономического эффекта – общенаучный относительно уменьшается, а экономический отно-сительно возрастает (рисунок 2).
Большой общенаучный эффект присущ фундаментальным и поисковым
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.