Министерство образования Российской Федерации
Владимирский государственный университет
Кафедра КТРЭС
Лабораторная работа №1
Работу выполнил:
Студент гр. РЭ-100
Работу проверил:
Владимир 2002
Цель работы: изучить методику планирования эксперимента, составить математическую модель узла РЭА и оптимизировать его параметры.
Теоретические сведения
Под планированием эксперимента понимают процесс определения числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.
Уравнение регрессии задается полиномом вида: .
Коэффициент регрессии определяется формулой: .
Вычисление коэффициентов регрессии проводится на основании ограниченного числа экспериментальных данных. Поэтому требуется проверить значимость полученных оценок, для чего служит критерий Стьюдента t:
,
Если рассчитанная величина критерия превышает табулированное значение, то коэффициент признается значимым. В противном случае коэффициент считается статистически незначимым. Член полинома с этим коэффициентом можно исключить из уравнения полинома.
Проверка адекватности осуществляется по критерию Фишера: , . Уравнение считается адекватным при соблюдении условия , если записанное оно не соблюдается, то модель признается неадекватной, и для математического описания ТП необходимо подобрать полином более высокого порядка.
Содержание работы
1. Разработать математическую модель электронного устройства с использованием активного факторного эксперимента.
2. Оптимизировать параметры элементов электронного устройства.
3. Экспериментально проверить результаты оптимизации на лабораторном макете.
Структурная схема экспериментальной установки:
1. Генератор ГЗ-34
2. Источник питания БСП-50
3. Лабораторный макет УНЧ
4. Вольтметр ВЗ-6
5. Авометр АВО-5М1
Исходные данные: , ,, отклонение значений сопротивлений ±15%.
№ |
R1 |
R2 |
R3 |
|||||
0,005 |
14 |
11 |
- |
- |
- |
1,25 |
1,24 |
1,245 |
0,005 |
5 |
1 |
- |
- |
+ |
1,86 |
1,85 |
1,855 |
0,005 |
3 |
4 |
- |
+ |
- |
0,76 |
0,77 |
0,765 |
0,125 |
9 |
2 |
+ |
- |
- |
2,00 |
2,05 |
2,025 |
0,02 |
15 |
16 |
+ |
+ |
+ |
1,80 |
1,82 |
1,81 |
0,005 |
10 |
12 |
+ |
+ |
- |
1,23 |
1,22 |
1,225 |
0,005 |
13 |
6 |
+ |
- |
+ |
2,83 |
2,84 |
2,835 |
0,08 |
8 |
7 |
- |
+ |
+ |
1,16 |
1,20 |
1,18 |
Таблица 1.
№ |
R0 |
R1 |
R2 |
R3 |
R1R2 |
R2R3 |
R1R3 |
R1R2R3 |
|
1 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
1,245 |
2 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
1,855 |
3 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
0,765 |
4 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
2,025 |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1,81 |
6 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
1,225 |
7 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
2,835 |
8 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
1,18 |
Таблица 2.
U=R0+R1×x1+ R2×x2+ R3×x3+ R12×x1×x2+ R13×x1×x3+ R23×x2×x3+ R123×x1×x2×x3
U=1,6175+0,35625×x1-0,3725×x2+0,3025×x3-0,08375×x1x2-0,0525×x2x3+0,04625×x1x3-0,00375×x1x2x3.
Проверка значимости коэффициентов регрессии.
Ошибка эксперимента: , .
Дисперсия коэффициента регрессии: ; .
Для трёхфакторного эксперимента критерий Стьюдента t=2,37, тогда:
Коэффициент регрессии значим, если: .
Значимость коэффициентов регрессии для:
R0:
R1:
R2:
R3:
R12:
R23:
R13:
R123: ,
коэффициент регрессии не значим, следовательно, его можно исключить из уравнения регрессии, поэтому оно принимает вид:
U=1,6175+0,35625×x1-0,3725×x2+0,3025×x3-0,08375×x1x2-0,0525×x2x3
Номер опыта |
Значения |
|
Экспериментальные (Uэ) |
Расчётные (Uр) |
|
1 |
1,245 |
1,24125 |
2 |
1,855 |
1,85875 |
3 |
0,765 |
0,76875 |
4 |
2,025 |
2,02875 |
5 |
1,81 |
1,81375 |
6 |
1,225 |
1,22125 |
7 |
2,835 |
2,83125 |
8 |
1,18 |
1,17625 |
Проверка адекватности:
Критерий адекватности: выполнение условия .
, где - остаточная дисперсия: ,
Для трёхфакторного эксперимента при m=3, Fкр=3.
.
0,144<3, т.е. условие адекватности выполнено.
Вывод: В результате проведенной работы было составлено уравнение регрессии, и были найдены его коэффициенты. Значимость этих коэффициентов была проверена с помощью коэффициента Стьюдента, причем коэффициент R123 оказался, не значим, т.е. он особой роли в этом уравнении не играет, поэтому он был исключен из уравнения регрессии. Проверка адекватности показала, что данное уравнение адекватно, а значит выбранная степень уравнения регрессии достаточна. Таким образом, регрессионный анализ позволяет на основании небольшого количества экспериментальных данных получить математическую модель технологического процесса, необходимую для его исследования и управления, определения устойчивости его отдельных звеньев, для оценки качества готовой продукции и полуфабрикатов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.