2.1.6. МИФЫ НАУКИ (1 час)
Иллюзии и заблуждения науки, их роль как стимулятора и движущей силы новых открытий. Древний миф и знание, мифы и заблуждения средневековой Европы, мифология современной науки.
2.1.7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ, ПРОДУКТ И ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (3 часа)
Понятие информации. Возникновение и сущность проблемы информации. Роль информации в развитии научно-технической революции. Свойства информации как продукта. Кибернетика и информация. Информационные технологии. Информационный взрыв и проблемы современного развития.
2.1.8. НАУКА И ТЕХНИКА СЕГОДНЯ – ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2 часа)
Современное состояние мировой науки и техники. Глобальные проблемы техноэволюции в области научных знаний о вселенной и материи. Прогноз путей развития техноэволюции.
2.2. Практические занятия
Практические занятия (семинары) посвящены разбору на конкретных примерах лекционного материала и обсуждению рефератов, выполняемых студентами.
Тематика практических занятий
1. Технология как средство достижения гомеостаза в техногенной цивилизации Земли.
2. Понятие пратехнологий. Классификация эффекторов по Де Латилю – Лему.
3. Био- и техноэволюции: подобия и различия.
4. Возникновение и развитие науки. Промышленная революция: истоки, развитие, прогноз.
5. Мифы науки.
6. Информация как инструмент, продукт и технология НТР.
7. Наука и техника сегодня – проблемы, задачи, перспективы.
8. Обсуждение рефератов.
2.3. Реферат
В начале семестра каждому студенту выдается тема для подготовки реферата. Темой реферата является, как правило, развитие какой-либо области электронной или иной техники и технологии (связи, телевидения, методов монтажа и т.д.) или конкретных устройств (радиоприёмник, телевизор, компьютер и т.п.). В задачу студента входит поиск и систематизация материала по теме с целью выявления движущих сил, причин и направления происходящих изменений.
Объём реферата – 16…22 листа формата А4 (MS WORD, Times New Roman, кегль 14, 1,5 интервала).
3. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов включает закрепление теоретического материала, написание рефератов на выбранные темы, подготовку к их защите. Основа самостоятельной работы – изучение рекомендуемой литературы и работа с конспектом лекций. Повышению эффективности самостоятельной работы способствуют практические занятия.
Текущий контроль освоения материала и самостоятельной работы проводится в процессе проведения практических занятий.
1-й рейтинг не проводится в связи с небольшим объёмом изученного материала. При проведении 2-го рейтинга учитываются результаты выступлений студентов на семинарах и посещаемость занятий, проводится контрольный опрос. При проведении 3-его рейтинга, кроме того, учитывается выполнение реферата.
4. использование современных технических средств и информационных технологий
Курс «История науки и техники» относится к гуманитарным дисциплинам, в связи с чем применение современных технических средств и информационных технологий имеет существенные ограничения.
Для студентов подготовлены и доступны (помещены в соответствующий раздел сервера кафедры) следующие материала:
– программа курса;
– сокращённый конспект лекций;
– перечень основной и дополнительной литературы;
– требования к оформлению реферата.
При подготовке к выступлениям на семинарах и написании рефератов студентам рекомендовано проводить поиски источников информации не только по библиотечным фондам, но и с помощью поисковых серверов Интернета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.