Договоры о разграничении полномочий РФ и регионов

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ДОГОВОРЫ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ РФ И РЕГИОНОВ

В настоящее время проводится реформа федеративных отношений, целью которой является разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и установление их ответственности за исполнение своих обязанностей перед обществом и гражданами.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозглашает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Непосредственное разграничение предметов ведения и полномочий межу Федерацией и ее субъектами осуществляется путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов и предметов ведения субъектов Федерации (ст. 71, 72, 73).

Так, Конституция РФ устанавливает, что по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76). Вместе с тем Конституцией Российской Федерации четко не определены пределы правового регулирования ни Федерации, ни субъектов при издании федеральных законов, регулирующих отношения по предметам совместного ведения.

Так, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 119-ФЗ установлено, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует заметить, что особое значение в настоящее время приобретают вопросы «остаточной компетенции» субъектов Российской Федерации, в соответствии с которой субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73).

Как показывают исследования, ряд субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия)), закрепляя в своих конституциях перечень предметов собственного ведения, присваивают себе как исключительные полномочия Российской Федерации, так и совместные полномочия Федерации и ее субъектов. Например, в ст. 15 Конституции Республики Башкортостан установлено, что Республика Башкортостан может заключать договоры и соглашения с органами государственной власти иностранных государств; в ст. 61 Конституции Карачаево-Черкесской Республики закреплено, что в ведении республики находится обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств; в ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия) установлено, что в ведении Республики Саха (Якутия) находятся решение вопросов владения

Похожие материалы

Информация о работе