Постклассическая философия начала xx века. Философия марксизма. Позитивизм в XIX веке

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К.Бэра,  геологической концепции Ч.Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии  и  учения  Ч.Дарвина.  Сводил  эволюцию  к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения, протекающего в направлении соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции)  движения.  Под  это механистическое  понимание  эволюции  пытался  подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных.  Понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Его теория не дает возможности объяснить качественные изменения в развитии.

Основоположник органической школы в социологии.  Классовое строение общества и возникновение различных социальных институтов истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций  между  органами.  Основной  закон социального развития  -  закон  выживания наиболее приспособленных обществ,  а из своей концепции эволюции выводил наибольшую  приспособленность  дифференцированного,  т.е. разделенного на классы общества.  В этике - утилитарист и гедонист. Внес идею историзма в этнографию, историю религий, психологию.

3.Неокантианство.

Возникло в 60-х годах.  Расцвет относится к 1890-1920 гг.  Пользовалось большим авторитетом в ряде немецких,  французских университетов  и  в  России  (А.И. Введенский, С.И. Гессен).

Марбургская школа: Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер.

Баденская школа: В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Ласк.

Лозунг "следует вернуться назад к Канту" выдвинул Либерман в 1912 г. Главной заслугой Канта  он считал идею существования априорных форм чувственности и рассудка,  а главной ошибкой - признание вещи  в  себе.  Таким  образом,  неокантианство  критикует Канта справа,  т.е.  с позиций более последовательного идеализма.  Отказ от кантовского понимания вещи в себе привел к укоренению объекта в  самом  мышлении.  Гипертрофированную активность мышления неокантианцы превратили в источник сущностных определений самого бытия,  толкуя ее как деятельность по конструированию  культуры  в  целом.  Марбургская школа  разрабатывала  трансцендентальный  метод  как учение о конструировании мышлением  объектов культуры (науки, этики, искусства, религии). В Баденской школе обосновывалась идея о том,  что естествознание пользуется номотетическим методом, а науки о культуре - идеографическим методом.

В Марбургской школе человек трактуется как юридическое лицо. Поскольку высшим юридическим лицом является государство,  человек подчиняется его законам.  Отсюда аналогия между математикой и логикой,  с одной стороны,  юриспруденцией и этикой - с другой. Юриспруденция - математика общественных наук, а этика - их логика.    

4.Иррационализм и философия жизни.

Артур Шопенгауэр  (1788-1860).  Основное  произведение  -  "Мир  как  воля  и представление" (1819-1844).  Субъект и объект рассматриваются в  качестве  соотносительных моментов,  из которых складывается мир как "представление".  С другой стороны, мир, взятый как "вещь в себе",  представляет у Шопенгауэра как слепая, безосновная "воля к жизни", которая распадается на великое множество "объективаций". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству,  что выражается в  непрекращающейся "войне  всех  против  всех".  Каждый  индивид сознает себя  волей к жизни и все прочие индивиды существует в его представлении как нечто зависящее  от  его  существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, а только устанавливает баланс частных воль. Счастье иллюзорно, страдание неотвратимо,  ибо оно коренится в самой воле к жизни.  Существующий мир - наихудший из возможных (против Лейбница).

Искусство - создание гения,  основывающееся на способности "незаинтересованного" созерцания,  в котором субъект выступает как чистый безвольный субъект,  а объект  - как идея.  Высшее из искусств - музыка,  ибо она  имеет своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное выражение самой воли.

Подлинное основание  морали - чувство сострадания,  благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.

Серен Кьеркегор (1813-1855).  Основные труды:  "Или - или",  (1843),  "Страх  и трепет",(1843), "Философские крохи" (1844).  Критиковал Гегеля за объективизм, т.е. за стремление понять индивида в исторически конкретной системе  объективного  духа.  Эту точку зрения  он отвергал как отдающую личность во власть анонимного господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы.  Гегелевской диалектике  он противопоставил принципиально иную - субъективную - диалектику,  которая оказывается у него

Похожие материалы

Информация о работе