всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К.Бэра, геологической концепции Ч.Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и учения Ч.Дарвина. Сводил эволюцию к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движения, протекающего в направлении соединению (интеграции) их самих и рассеянию (дезинтеграции) движения. Под это механистическое понимание эволюции пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных. Понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Его теория не дает возможности объяснить качественные изменения в развитии.
Основоположник органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение различных социальных институтов истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами. Основной закон социального развития - закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность дифференцированного, т.е. разделенного на классы общества. В этике - утилитарист и гедонист. Внес идею историзма в этнографию, историю религий, психологию.
3.Неокантианство.
Возникло в 60-х годах. Расцвет относится к 1890-1920 гг. Пользовалось большим авторитетом в ряде немецких, французских университетов и в России (А.И. Введенский, С.И. Гессен).
Марбургская школа: Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер.
Баденская школа: В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Ласк.
Лозунг "следует вернуться назад к Канту" выдвинул Либерман в 1912 г. Главной заслугой Канта он считал идею существования априорных форм чувственности и рассудка, а главной ошибкой - признание вещи в себе. Таким образом, неокантианство критикует Канта справа, т.е. с позиций более последовательного идеализма. Отказ от кантовского понимания вещи в себе привел к укоренению объекта в самом мышлении. Гипертрофированную активность мышления неокантианцы превратили в источник сущностных определений самого бытия, толкуя ее как деятельность по конструированию культуры в целом. Марбургская школа разрабатывала трансцендентальный метод как учение о конструировании мышлением объектов культуры (науки, этики, искусства, религии). В Баденской школе обосновывалась идея о том, что естествознание пользуется номотетическим методом, а науки о культуре - идеографическим методом.
В Марбургской школе человек трактуется как юридическое лицо. Поскольку высшим юридическим лицом является государство, человек подчиняется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с одной стороны, юриспруденцией и этикой - с другой. Юриспруденция - математика общественных наук, а этика - их логика.
4.Иррационализм и философия жизни.
Артур Шопенгауэр (1788-1860). Основное произведение - "Мир как воля и представление" (1819-1844). Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносительных моментов, из которых складывается мир как "представление". С другой стороны, мир, взятый как "вещь в себе", представляет у Шопенгауэра как слепая, безосновная "воля к жизни", которая распадается на великое множество "объективаций". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся "войне всех против всех". Каждый индивид сознает себя волей к жизни и все прочие индивиды существует в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация не уничтожает эгоизма, а только устанавливает баланс частных воль. Счастье иллюзорно, страдание неотвратимо, ибо оно коренится в самой воле к жизни. Существующий мир - наихудший из возможных (против Лейбница).
Искусство - создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного" созерцания, в котором субъект выступает как чистый безвольный субъект, а объект - как идея. Высшее из искусств - музыка, ибо она имеет своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное выражение самой воли.
Подлинное основание морали - чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
Серен Кьеркегор (1813-1855). Основные труды: "Или - или", (1843), "Страх и трепет",(1843), "Философские крохи" (1844). Критиковал Гегеля за объективизм, т.е. за стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зрения он отвергал как отдающую личность во власть анонимного господства истории и тем самым лишающую ее самостоятельности и свободы. Гегелевской диалектике он противопоставил принципиально иную - субъективную - диалектику, которая оказывается у него
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.